"Гауһартас"

О произведении:

История создания повести «Гауһартас» замечательного казахского писателя Дулата Исабекова достойна быть запечатленной в истории не меньше, а то и больше, чем все то, что волею людей пишущих попадает на бумагу. Во времена своей молодости, будучи солдатом, Дулат Исабеков услышал песню «Гауһартас» в исполнении Бибигуль Тулегеновой. Нежный голос певицы, его тончайшие переливы, пробудили в нем светлые чувства, и под их влиянием он написал произведение, ставшее гимном каждой любящей и самоотверженной женщине. Времена меняются, но человеческая душа, к счастью, остается неизменно чуткой к правде и красоте, потому и сегодня повесть талантливого прозаика так трогает сердца читателей и в нашей стране, и по всему миру.   

А дальше – больше: грустную историю Салтанат перенес на экран талантливый режиссер Шарип Бейсембаев, и она из книжной героини превратилась в почти реальную девушку с огромными глазами и дивным голосом. Героиню Жаннат Куанышевой можно сравнить с чистейшим горным родником – его не смогли замутить ни обиды и разочарования, ни сомнения. Услышав несправедливый упрек или грубое слово, она умолкает - как будто туча заслонила солнце, и родник больше не сверкает, присмирев и примолкнув. Но вот она вскидывает голову, улыбается, заливается смехом, и снова в доме, не привыкшем к веселью, светло и уютно. Салтанат растопила лед в сердце даже нелюдимого и мрачного свекра, а уж свекровь ее полюбила сразу – всю свою любовь, которую муж не позволял ей изливать на сыновей, объясняя тем, что избалуются – она отдала невестке.

Лишь один человек не ценил Салтанат – ее собственный муж, воспринявший буквально самые неверные догмы семейной жизни. Жена для него – такая же собственность, как юрта, ей не пристало много думать или чувствовать. От всех ее вопросов и чувств он досадливо отмахивался, как от мухи, бормоча в ответ «ненормальная», а то и поднимая руку. И это при том, что Тастан не лишен достоинств – он честен, трудолюбив, ответственен, уважает свою семью, но жене достаются лишь жалкие крохи его внимания. Бедная Салтанат продержалась бы еще меньше, если бы не младший брат Тастана - Каиркен,  ставший для нее родным. Каиркен еще только начинает свой путь в жизни, но у него более верные жизненные ориентиры, чем у Тастана. У него встречает Салтанат необходимую ей поддержку, сходство мыслей и чувств – оба они любят и тонко чувствуют природу и музыку, находят счастье даже в самых незначительных вещах. И все же видя мучения Салтанат, он и сам глубоко страдает и осуждает брата за жестокость и душевную скупость: «Никак не может побороть свою дремучесть Тастан. Мелькнет в нем что-то доброе, человеческое и он скорее глушит это».

Семейное счастье в одиночку не построишь – вот и хрупкая Салтанат, взвалившая на свои плечи этот непосильный груз, не выдержала. Она сделала счастливыми всех вокруг, а сама погибла, замерзнув без доброго слова и ласки. Слишком поздно Тастан понял, как много значила она для него, и ничего не смог исправить: «И его фигура согбенная, будто постаревшая фигура, и большие руки, бессильно брошенные на колени, и склоненная голова были полны такой жестокой тоски и страдания, что у меня дрогнуло сердце. К сожалению, только перед мертвой открыл свое сердце Тастан». В фильме прямо не говорится о гибели Салтанат, но по тому, как отец бросает упрек Тастану, что тот не сберег жену, будущее ее ясно. Закрывшись в броню из глупых условностей, пошлости и ханжества, мы губим все светлое и прекрасное, что есть в этом мире. И, может быть, благодаря большим художникам, таким, как Дулат Исабеков и Шарип Бейсембаев, мы остановим этот страшный процесс внутри себя. 

Другие произведения из раздела Театр, кино и хореография
  • "Станция любви"
  • "Невеста для брата"
  • История состоявшейся ненависти
  • "Бойся, враг, девятого сына…"