Канафия Тельжанов

Канафия Тельжанов "Жамал"

О произведении:

Художник Канафия Тельжанов считается одним из основателей казахской монументальной живописи. Его полотна, то обращенные в прошлое, то в настоящее, заставляли и заставляют своих зрителей задумываться о многих вещах, которые впоследствии оказываются самыми важными. Глядя на картины, написанные им, каждый из нас задумается об истории своего народа, о нашем общем прошлом, родном доме, близких людях, любви и преданности... Практически каждая из его картин уже стала классикой, вошла в золотой фонд казахской живописи - это «Звуки домбры», «На земле дедов», «В солнечном краю», «Кокпар», «Мирные огни», «Чабаны», «Охота с беркутом», «Запевала» и многие другие. 

Картина Тельжанова "Жамал", написанная им в 1955 году, сегодня воспринимается как некий гимн единства природы и человека, в данном случае - юной девушки и степи, ее наперсницы и собеседницы. Художник воспевает в своем полотне нравственную чистоту и неповторимую красоту степи, и жизни, которую вели люди того времени. Разумеется, не последнее место здесь занимает и возраст героини - находящаяся в самом расцвете юности, девушка своим присутствием придает картине "нежную эмоциональную тональность". Примечательно и то, что художник назвал картину именем своей матери, и от этого картина принимает еще один характер - теперь она еще и своеобразное посвящение.

Девушка, с трогательной доверчивостью пришедшая на бессловесный разговор со своей второй матерью - степью, и поверяющая ей все свои самые сокровенные мысли и чувства, и степь, словно вторящая ей, отвечающая и сопереживающая, слились в картине воедино, словно два самых близких и родных существа. Пожалуй, каждый из нас в минуты тяжелых раздумий и тягот, а порой и тогда, когда счастье переполняет душу и сердце, в поисках покоя и уединения спешит именно к природе, которая всегда раскроет свои объятия и молчаливо выслушает все. Примет она и нашу боль, впитает ее в себя, а нам подарит успокоение, ну а если мы придем к ней с радостью - разделит ее вместе с нами, и позволит уйти еще более счастливыми. 

Название картины, помимо всего прочего, отсылает нас к героине романа Миржакыпа Дулатова "Несчастная Жамал" - тому периоду ее жизни, когда она жила полной, яркой и беззаботной жизнью со своими родителями. Все ее несчастья и  тяготы были впереди, а пока, она так же, как и героиня картины Тельжанова, приходила под вечер поговорить со степью, восстановить силы и душевное равновесие, а быть может, и спросить совета. Это уже потом она будет оплакивать свою горькую участь в стихах, и говорить: 

Бедная девушка - словно соловей, пойманный в силки,

…взаперти пройдет ее жизнь ...

А пока она, как и героиня полотна Канафии Тельжанова, сидит, растворившись в своих раздумьях, спокойно и мирно, словно дитя на руках у любящей матери, слившись воедино с ласковой летней степью, своей родиной, своей второй матерью.

 «Эта картина, без лишней аффектации, но точно и достоверно внесла в казахское искусство дух и образ казахской степи, весь спектр ее проявлений в разных чувственных, этических, нравственных, временных и мировоззренческих координатах. Степь оживает в ней, в изначально присущем ей, сочетании стабильной и разумной гармонии между человеком и природой» («100 шедевров искусства Казахстана»).

Наиля Галеева

Другие произведения из раздела Изобразительное искусство
  • Махамбет Макума Кисамединова
  • "Сорок небылиц" Сахи Романова
  • Глобальный вход
    Алмагуль Менлибаева
  • Три невесты
    Saule Suleimenova