Елена Бейсембинова

Елена Бейсембинова "Светлая радость моя"

Шығарма туралы
Пожалуй, можно сказать, что натюрморты известной казахстанской художницы Елены Бейсембиновой - одни из самых нежных и красивых в истории мировой живописи. Каждому предмету отведено свое, особое место, и каждому из них уделено внимание, каждый из них окружен трогательной заботой. Как легчайшее прикосновение, чувствуется во всем полотне присутствие художницы, накрывающей натюрморт тончайшей дымкой гармонии и красоты. Творческий метод художницы - придание каждой, даже самой незначительной вещи, толики прекрасного и гармоничного существования, наполнение ее смыслом, а в перспективе - неспешный рассказ о том, что выходит за грань обыденного существования. Натюрморт "Светлая радость моя" - одна из программных вещей художницы, полностью соответствующая всему, что было сказано выше. Цветы и вазы нежнейших оттенков, тонкие и изящные ракушки, которые, кажется, еще хранят звуки моря, и бабочки, добавляющие картине еще больше волшебного очарования.  
"Нельзя не сказать об изысканном серебристо-сером с отсветом золота колорите картины. О том, что за сложная задача писать «белое на белом», знают, вероятно, все ценители изобразительного искусства. Ставя себе эту классическую задачу в данной и еще нескольких картинах, составляющих, пожалуй, цельный цикл, художница почти прозрачно, легко, изысканно ведет свой рассказ о бесценной красоте этого мира. Она внимательна и неравнодушна к нюансам цвета, все оттенки перламутра, прохладных нежных голубоватых, теплых бледно розовых и золотистых цветов собраны в её полотне как в гармоничной колористической симфонии. Здесь практически нет просто белого цвета, он создается оттенками, играет на скатерти в золотистых лучах солнечного света и замирает в голубых тенях от ваз и полевых цветов ("100 шедевров искусства Казахстана").
На первом плане, в маленькой округлой вазочке, которую художница изобразила прозрачной, чтобы зритель мог лицезреть прекраснейшие розы во всем их истинно королевском величии. В словаре символов читаем, что роза - очень сложный символ. Амбивалентна, поскольку символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и невинность. На Западе роза и лилия занимают место восточного лотоса, мистическая роза - близкий его аналог по символическому значению. Роза - это совершенство, плерома, завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье. 
 

Есть роза дивная: она

Пред изумлённою Киферой

Цветёт румяна и пышна,

Благословенная Венерой.

Вотще Киферу и Пафос

Мертвит дыхание мороза -

Блестит между минутных роз

Неувядаемая роза...

А.С. Пушкин

 

Рядом же с розами расположились в более просторном фарфором кувшине не менее красивые, чем розы, полевые цветы и ветки разных растений. Ну а к ним примкнули бабочки - еще одни излюбленные герои полотен Елены Бейсембиновой. С их помощью она словно "оживляет" свои натюрморты, а ведь среди художников обыкновенно не принято изображать на полотнах насекомых, по крайней мере, по соседству с цветами и фруктами - не очень эстетично. Но ведь бабочки - это совершенно особый разряд насекомых, да и глядя на них, даже в голову как-то не приходит относить их к этому классу. Их хрупкость и изящество заставляют относиться к ним как к совершенно особой, привилегированной касте. Бабочка - символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.

 

Буду чёрные грядки холить,

Ключевой водой поливать;

Полевые цветы на воле,

Их не надо трогать и рвать.

 

Пусть их больше, чем звёзд зажженных

В сентябрьских небесах, —

Для детей, для бродяг, для влюблённых

Вырастают цветы на полях....

Анна Ахматова

 

"Особый предметно насыщенный мир натюрмортов Е.Бейсембиновой раскрывает идею хрупкости окружающей человека вещной среды, её тонкой красоты и неуловимой атмосферы присутствия человека. Гамма самых разных оттенков пастельных цветов придают картине лирический тон. Увлечение художницей поэзией и философией чувствуется в общем камерном строе, в каждой маленькой детали перламутрового фарфорово-хрустального мира живописи Е.Бейсембиновой" ("100 шедевров искусства Казахстана").

Наиля Галеева

Бөлімдегі өзге туындылар Бейнелеу өнері
  • Махамбет Макума Кисамединова
  • Канафия Тельжанов "Жамал"
  • "Сорок небылиц" Сахи Романова
  • Жаһандық есік
    Алмагүл Менлібаева