Махамбет Макума Кисамединова

Махамбет Макума Кисамединова

Шығарма туралы

Выше тополя лишь небосвод,

Не достигнув до туч, я не хрустну.

Я тот, кто пойдет за народ,

Мне без битвы отчаянной грустно.

 

Вряд ли Макум Кисамединов, думая над центральным героем для своей серии графических работ, мог сделать более удачный выбор. Махамбет Утемисов – батыр, вставший на защиту обездоленного и несчастного народа, как никто другой достоин увековечивания в искусстве. Тем более что образ, созданный Кисамединовым, является одним из самых известных и удачных. Графику удалось передать не только физическую, но и духовную мощь облика казахского батыра и поэта, о котором писали не иначе, как о «натуре героического склада, подлинного патриота, страстно ищущей души и большого обаяния» (Е.П. Ковалевский).

Нас Едиль вдохновлял,

А Жайык – окрылял.

И парили мы в небе орлами.

Когда был жив Исатай,

Ради наших семей

Мы сражались, махая мечами.

Махамбет Кисамединова – настоящий сказочный батыр – широкий разворот плеч, могучая шея, крепкие большие руки, и в то же время они легко и трепетно касаются струн домбры, а полузакрытый взор мягок и задумчив. У зрителя гравюры не остается сомнений – перед ним не просто поэт или герой, а «великий сын великого народа».

С верным садаком через плечо,

Прогонявший врагов горячо,

На буланом рысивший коне,

Я – потомок великих героев,

Не сразившись, не знаю покоя.

Фигура Махамбета занимает максимум пространства гравюры, которое никак нельзя назвать обширным. Однако оно и не является тесным или замкнутым – график вместил в него бесконечные степные дали, высокие горы и бескрайнее небо. «Справа над головой Махамбета мчатся вдали в безудержном горячем беге кони, их взлетающие гривы и хвосты подчеркнуто открывают изображение неведомым таящимся в глубинах гравюры горизонтам» («100 шедевров искусства Казахстана»). Летящие кони, стремящиеся вырваться за пределы гравюры – это одновременно и метафора поэтического дела Махамбета, и умелый способ избежать замкнутости пространства. Увлеченность и талант художника, верно избранное им направление и его творческая самостоятельность сделали «Махамбета» одной из самых узнаваемых гравюр в искусстве Казахстана.

Если есть, кто пойдет за мной,

Если выдержит круг земной,

От битвы не отступлюсь,

Пойду на врага войной.

Я – матерый из всех орлов,

Для людей не жалею слов.

За что ж отовсюду гоня,

Эти люди травят меня?

Я чист пред тобой, мой народ,

Попытайся меня понять.

 

Наиля Галеева

Бөлімдегі өзге туындылар Бейнелеу өнері
  • Елена Бейсембинова "Светлая радость моя"
  • Канафия Тельжанов "Жамал"
  • "Сорок небылиц" Сахи Романова
  • Жаһандық есік
    Алмагүл Менлібаева