"Сорок небылиц" Сахи Романова

"Сорок небылиц" Сахи Романова

Художника Сахи Романова помнят человеком веселым, легким, музыкальным, и очень артистичным. Казалось, что в жизни для него нет трудностей или черных дней  - неизменно улыбчивый, привыкший находиться в центре внимания, талантливый и разносторонне одаренный человек. 



Расцвет творчества Сахи Романова пришелся на 60-е гг  – время Ренессанса в изобразительном и театральном искусстве Казахстана. Столько ярких неповторимых, наделенных недюжинным талантом личностей, создающих шедевры совместно, пожалуй, не было потом ни в одну эпоху. В кино это была эра Шакена Айманова, и Сахи Романов работал с ним в нескольких фильмах.   Первым совместным сотрудничеством стал фильм  «Безбородый обманщик». Романову было поручено сделать эскизы костюмов. «Редко приходилось работать с таким удовольствием», – признавался художник. 



Особенно нравились Романову герои казахских народных сказок – хитрый и находчивый Алдар Косе, карающий глупого  жестокого бая, и неунывающие, всегда находящие выход из тяжелого положения,  дети.  Поэтому дипломной работой Сахи Романова во ВГИКе стали иллюстрации к казахской народной сказке «Сорок небылиц». Илюстрации Романова отличает замечательная передача комизма ситуации, гротеск и ирония, а также способность донести до зрителя «всю соль шутки». 





Однако особого упоминания заслуживает одна иллюстрация «Небылиц», кардинально отличающаяся от прочих, составляющих искрометный визуальный ансамбль. Это - иллюстрация «Мальчик у костра ночью». В ней Сахи Романов проявил себя как тонкий лирик и чуткий художник, способный проникнуть в глубины души ребенка. 



Исследователи определяют данное произведение как «романтический ноктюрн о маленьком мальчике, грезящем о фантастических мирах у степного костра». Вообще, ноктюрн (от фр. nocturne — «ночной»)  – это, как правило,  распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Более всего известны ноктюрны Фредерика Шопена, который способствовал эволюции жанра.



Иллюстрация Романова полностью соответствует этому определению: здесь есть и лирическая составляющая, и мечтательный характер, и само название – изображен мальчик у ночного костра. Она воспринимается как необходимая и прочувствованная пауза, тонкий переход в созданной художником серии.На рисунок художника во многом повлияли его детские воспоминания о вынужденном бродяжничестве сироты. Мы видим краткий миг счастья: ребенок всем своим существом сознает красоту и полноту жизни, чувствует себя ее частью. Склоненная на руки голова, широко раскрытые глаза и полуоткрытый рот не оставляют сомнений – ребенок находится в мире грез, в том восхитительном мгновение между сном и явью, когда окружающая действительность и детские мечты сплетаются воедино. Но, несмотря на все воздушное очарование картины, ее элегический характер, художник не поддался соблазну перенести все действо в  мир сюрреальности: табун лошадей на втором плане – есть мир реальный, в который юному отроку придется вернуться из мира грез. 



ррррррр.jpghttp://old.adebiportal.kz/upload/medialibrary/784/784e453cd45ce5d4b8ea957aa2441faf.jpg" style="float: left; border-width: 0px; border-style: solid; margin: 10px; width: 400px; height: 318px;" title="ррррррр.jpg" />



Произведение Романова – о таинстве искусства вообще: умение грезить наяву, создавать истории, вслушиваться в ночные звуки как нельзя лучше говорят о талантливом художнике. Ведь из маленького мечтателя, чутко вслушивающегося в ночную природу, вырос талантливый художник, на всю жизнь сохранивший детскую душу.



 



Наиля Галеева


  • Жанр:
  • Год издания:

Другие произведения из раздела Изобразительное искусство

  • Махамбет Макума Кисамединова

  • Канафия Тельжанов "Жамал"

  • Глобальный вход

  • Три невесты