Мемориальный комплекс "Косбатыр-Кумай"

Мемориальный комплекс "Косбатыр-Кумай"

Находящийся в природном национальном парке «Буйраттау» археолого-этнографический комплекс «Кумай» (синоним понятия Умай) – место, в котором каменные памятники рассказывают о духовном мире тюрков древних эпох.



Каменные балбалы - статуи, высеченные из гранита, установлены с восточной стороны ритуальных оград, они занимают особое место в пространстве долины реки Кумай. Вероятно, у этих статуй, каждая из которых имела свое название и символизировала духовную культуру, проводились обряды поклонения душам предков. Сами же персонажи поклонения в свое время были выдающими людьми племени, честно служившими  Отечеству в те далекие времена, заботившимися о нуждах своего  народа, сражавшимися с врагами.



Обычно подобные памятники располагались в соответствии с социальным положением персоны, в честь которой воздвигался монумент. Топографически выделяется большой мемориальный камень, вероятно посвященный  вождю-кагану, он высотой более 2-х метров, и стоит впереди других скульптур, обращен лицевой стороной к востоку, в сторону реки.



В правой руке этой гигантской статуи изображен огромный бокал, символически наполненный священной водой для принесения клятвенной присяги верности своему народу (ант суын ішу – ритуал пития клятвенной воды). Вождь клялся в том, что благословленный Богом Неба Тенгри на власть, он будет заботиться о благополучии родной земли и сохранит ее для потомков.



В левой руке изображено оружие, меч-акинак, свидетельствующее о готовности защитить Отечество. С такими же воинскими атрибутами сооружены и другие каменные статуи-балбалы, но находятся они немного позади от вождя.



В те времена поклонялись богу земель и воды. Турки воспринимают мир как бесконечный, вечный в своем искусстве, без образа Бога, самой древней монотеистической концепции. Как есть поклонники великих предков, посланных с небес, так и матьУмай была земной дарительницей жизни и его хранительницей. Владелец небесного стада являлся представителем династии Ашина, которая считалась широко распространенным существом. Место, где он жил, называлось святым. Они позволяют определить территорию тюркских племен на казахской земле и духовность тюрков в формировании государства автономной области.



Традиция поклонения предкам является древней религиозной верой казахов. Основными примерами поклонения является золотое наследие эпоса наших предков, которое сохранилось в песнях о батырах. По мнению М. Ауэзова, рождение эпоса о батырах, благородных людях, которые погибли, сожженных героях, породило традицию оплакивания умерших. Одним из первых примеров оплакивания в словах Махмуда Кашгари является царь Афрасияб - поминальная песня Алып Ер Тонга.



В целом этот мемориальный комплекс тюркского кагана и его ближайших соратников производит неизгладимое впечатление.


Другие объекты

Мемориальный комплекс "АЛЖИР"

Мавзолей Беспакыр

Мавзолей Баубека Бекмурзаулы

Пещера Кенесары-хана