Науан Хазрет

Науан Хазрет

Наурызбай Таласов, широко известный, как Науан Хазрет, открыто выступал против колонизации казахских земель и христианизации казахского населения в царской России. О нем Алихан Букейханов писал, как об «известнейшем в казахской степи ученом», который стал жертвой открытого произвола царских властей.



Наурызбай Таласов родился в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Получил престижное образование в высшей духовной семинарии в Бухаре, дальнейшее обучение проходил в городе Багдад. После учения остался преподавать в Бухаре.



Уже в молодые годы он прослыл уважаемым, разносторонне образованным человеком. Наряду с древнетюркским (скорее всего, чагатайским), узбекским языками в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил по-русски.



В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возращения на родину Наурызбая Таласова. К этой просьбе бухарцы отнеслись с пониманием и разрешили ему выезд в Кокшетау. В том же году Наурызбай Таласов, более известный как Науан Хазрет, был утвержден областным правлением имамом Кокшетауской соборной мечети.



Науан Хазрет много сделал в духовном просвещении населения, упорядочил и упростил религиозные обряды, установил тесные связи с руководством мечетей соседних уездов. О возросшем его авторитете говорит и тот факт, что по его инициативе и на пожертвования мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть. В мечети производилась регистрация бракосочетания, а с 1886 г. в ее ведение была передана метрическая книга регистрации новорожденных.



На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний, высказывался и на деле осуществлял модернизацию традиционного образования, проповедовал ислам на понятном большинству родном казахском языке. По существу, мечеть превратилась в центр духовной жизни края. Это обстоятельство не осталось незамеченным и серьезно обеспокоило царскую администрацию, поскольку противоречила  политике царского правительства, направленной на осуществление форсированной русификации и христианизации местного населения.



Науан Хазрет снискал в народе славу защитника веры,  национальных народных традиций, интересов простых людей.  При этом важно подчеркнуть, что мусульманское движение, возглавляемое им, с самого начала носило не агрессивный характер и нравственно-этическое содержание в нем преобладало над политическим. В его обращениях не содержалось призыва к противоправным действиям.  Целью движения было достижение права исповедовать ислам, открывать национальные школы, отправлять по традиции освящение брака, регистрации новорожденных и отпевания умерших. Несмотря на это, вскоре власти начали кампанию по его преследованию. После череды доносов степной генерал-губернатор решил «возбудить при МВД ходатайство о выдворение из пределов Степного края Таласова и Кощегулова (помощник Науан Хазрета – Ред.), об отпуске 1500 руб. на организацию наблюдения за агитационной деятельностью среди казахов неблагонадежных личностей».



Ссылка популярного в степи муллы Науан Хазрета в Сибирь  вызвала глухой протест и народные волнения. Начались сборы подписей под петиции и сборы денежных средств, главной целью которых было вызволение невинно осужденных из ссылки.



Решение об их освобождении из Сибирской ссылки было принято в марте 1905 г. В предписании Степному генерал-губернатору содержалось требование «объявить Таласову и Кощегулову под расписку, что в случае малейшей попытки к нарушению общественного порядка и государственной безопасности, они будут высланы немедленно».



По возвращении из ссылки Науан Хазрет продолжал свою деятельность в качестве муллы соборной мечети в Кокшетау, где и умер в 1914 году, и похоронен на мусульманском кладбище на берегу озера Копа. В память о нем поставлен памятник.


Другие объекты

Мемориальный комплекс "АЛЖИР"

Мавзолей Беспакыр

Мавзолей Баубека Бекмурзаулы

Пещера Кенесары-хана