Мавзолей батыра Райымбека

Мавзолей батыра Райымбека

Райымбек-батыр - один из именитых героев казахских степей. Среди казахов распространены мифические рассказы о том, как он в младенчестве откусил голову змее и даже убил тигра в молодости.



Райымбек-батыр родился в 1705 году в Алматинской области, умер приблизительно в 1785 году. Батыр сражался против армии Сари Мынжана в 1729 году в битве при Аныракае рядом с такими батырами, как Наурызбай, Отеген, Кабанбай и Богенбай. Он победил джунгарское войско Шона Добу на реке Итембес.



В 1758 году Райымбек вместе с батырами Наурызбаем, Отегеном и Малаем разгромил последнее войско джунгар на границе Сумбе (ныне Райымбекский район) и очистил от врагов земли вдоль реки Или.



Райымбек-батыр не только сражался с калмыками, но и осуществлял многочисленные соглашения, всегда ставя интересы казахского народа выше всего. В 1733 году выступил в качестве посла и побывал в Джунгарии вместе с Болек батыром. Он победил в единоборстве таких калмыцких ноянов, как Бадам, Коран, Аганас и Секер.



Помимо этого, прославился как лидер воинов-освободителей Каратау и Жетысу. Это было особенно примечательно в битве при Ойрантобе. Основной принцип Райымбека батыра – победить с небольшой потерей, что является очень хорошей стратегией войны. Реализацию этой цели можно увидеть во всех его битвах. С такой тактикой он освободил Турген, Согет, Ойрантобе и окрестность Жаланаша. Военная дальновидность ему далась от деда, в свое время Хангелды-батыр предсказывал некоторые события. Райымбек-батыр уже при жизни считался святым.



Батыр Райымбек был очень юн, и бий, который руководил его родом, не разрешал ему участвовать в войне против джунгар. Тогда Райымбек предложил бию дать ему испытание, и, если он его выдержит, докажет, что он настоящий герой, тогда и бий, и народ разрешат ему встать во главе отряда. Бий долго размышлял, и все же выбрал самое трудное испытание. «Пусть Райымбек на коне переправится через самое бурное место на реке Или, и если сможет сделать это, и останется при этом живой, тогда ему дадут войско…». Что и говорить, испытание очень трудное, горная река Или имеет буйный нрав. К тому же нужно было переправляться верхом на коне, а не в одиночку. Мудрый бий знал, какое можно дать испытание… Но батыр Райымбек на то и был батыром, что не страшился ничего. Хотя он и был очень молодой, лет 16-17 ему было, он согласился пройти это испытание. Вот как описывает это испытание поэт М. Макатаев в поэме «Райымбек! Райымбек!»:



 




И оседлал гнедого Райымбек,



К реке коня направил Райымбек,



Гремит, шумит, неиствует Или,



Одна из самых бурных в мире рек.



 



Здесь жизни и судьбы водоворот,



Гнедой в поток бурлящий не идет.



“Вернись, - погибнешь!”- говорит батыру,



На берегу сочувствуя, народ.



 



Но злость и гордость, что кипят в груди,



Разве дадут коня поворотить?



Он свое имя прокричал ураном,



Коня ударил и в поток летит!...



 



(Перевод О.Жанайдарова)




 



Есть о нем и такая история. В очередном сражении с калмыками казахское ополчение вынуждено было отступить. Они прошли между горами Бугыты и Торайгыр, выбрались в лощину, которая называется Кокпекти, и расположились лагерем у самого подножия горы Торайгыр. После многодневного сражения воины очень устали, им захотелось пить, и они стали искать воду. Батыр Раймбек, которого тоже мучила жажда, возжелал хотя бы одной капли воды. Но воды не было нигде, кругом одни серые и черные скалы. И в досаде на неудавшуюся военную операцию, в досаде на весь мир, в досаде на самого себя и на то, что он не может даже напоить водой своих воинов, и коней, Раймбек размахнулся и ударил саблей по земле. И о чудо! Из того места, куда он ударил острой саблей, вверх ударила струя прохладной воды!



Казахские воины напились сами и привели себя в порядок, напоили коней, несколько дней побыли у этого благословенного родника, а потом со свежими силами неожиданно напали на врагов. На этот раз удача была на их стороне, они победили в бою, разгромив калмыков.



А родник, который одним ударом меча открыл для людей Раймбек, существует до сих пор, и он так и называется, родником батыра Раймбека.  



Перед смертью он попросил привязать свое тело к белому верблюду, и пусть он идет, куда хочет. А где остановится, то место и окажется последним приютом батыра. Согласно его последнему желанию Райымбек-батыр похоронен вдоль одноименного проспекта в городе Алматы. Позднее там возведены огромный мавзолей в честь батыра и статуя того белого верблюда. Это священное место всегда будет вдохновлять подрастающее поколение к подвигам, напоминать об исторических и героических деяниях предков как символ свободы казахского народа.


Другие объекты

Памятник, посвященный участникам декабрьских событий 1986 года – «Тәуелсіздік таңы»

Площадь Республики - Монумент Независимости

ЗДАНИЕ «ДОМА ПРАВИТЕЛЬСТВА», ГДЕ В 1991 Г. ПРИНЯТА ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ

Мемориальный дом Ахмета Байтурсынова