Архитектурно-художественный комплекс "Жаркентская мечеть"

Архитектурно-художественный комплекс "Жаркентская мечеть"

Расположенное в центре города Жаркента Алматинской области комплексное сооружение с умело украшенными стенами, крышами и башнями, привлекает особое внимание и вызывает восхищение. Сейчас оно называется «Жаркентская мечеть – художественный музей архитектуры». Удивительная конструкция, которая сегодня служит народу, а более ста лет назад, в 1882 году, дала основание Жаркенту стать центром района.



Мечеть построили на деньги, собранные жителями Нарынкола, Кегена, Чунджи, Когалы, Жаркента и некоторых регионов Кыргызстана. Генеральным подрядчиком стал второй гильдии купец Вали Ахун Юлдашев, а главным архитектором, которого местные жители прозвали Муканом, был китайский мастер Хон Пик (Хон Фи).



По народной легенде строитель мечети китайский зодчий Хон Пике по возвращении в Пекин был казнен, так как даже в самой Поднебесной империи не было мечети красивей той, что построена им в Жаркенте.



Семьдесят пять мастеров из Бухары и Самарканда во главе с Хон Пиком приступили к работе после того, как с горы Кетпен в 200 километрах от г. Жаркента были вывезены на воловьих арбах сосновые и дубовые балки. Ремесленники строгали строительные материалы, узорчато вырезали их и закатывали толстые бревенчатые бусины в тени специальными оттенками шелковой ткани и тратили несколько лет для получения выразительных узоров на плитах. Все это были подготовительными работами для того, чтобыпостроить мечеть летом 1892 года.



В старой китайской модели главной мечети возвышающаяся крыша была привязана к 122 колоннам. Для того, чтобы края крыши получились в виде лодки, использовались, так называемые, дугообразные полюсы «дау» и «гун». На крышах великолепного здания и на склонах крыши представлено более 1500 различных сюжетов, надписи в самых старых шрифтах арабско-персидских языков. На верхней стороне мечети, на стене седельной стойки имама, изображено оливковое дерево - «древо жизни», основанное на узоре индийских народов. Одной из отличительных особенностей мечети является портал (главные ворота). Он подобен архитектурному стилюЦентральной Азии и Казахстана. Фрагмент портала иллюстрирован легким цветочным букетом, а его внешняя поверхность состоит из цветочных мотивов и трех вкладок, заполненных арабскими надписями.



Здание медресе расположено вдоль южных и северных стен главных ворот. Здесь местная молодежь получала начальное религиозное образование.



Архитектура здания для службы тесно связана с местным фольклором и ремеслом. Участие людей многих национальностей в строительстве мечети придает уникальность зданию, в нем широко использовали архитектурные и модные проекты всех проживавших в регионе. Конечная цель строения состоит в призыве к единству. Мечеть, построенная без единого гвоздя, оказала влияние на духовное наследие народа. Из ХІХ века она сегодня является настоящим архитектурным произведением, олицетворением особого уважения к духовным ценностям.


Другие объекты

Место захоронения жертв политических репрессий в поселке Жаналык

Место Аныракайского сражения

Место Орбулакского сражения

Памятник Танбалы Тас