Мемориальный комплекс и место захоронения Ч.Ч. Валиханова в Алтынемеле

Мемориальный комплекс и место захоронения Ч.Ч. Валиханова в Алтынемеле

Чокан Чингисович Валиханов родился в ноябре 1835 года. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору материалов, касающихся легенд и народных преданий, и вовлек его в круг высокообразованных русских ученых, инженеров, офицеров. Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе. Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: он – российский офицер, разведчик, дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации. Мировая наука обязана именно ему записью блестящего отрывка из эпоса «Манаса» – «Смерть Кукотай-хана и его поминки». Наиболее древние и устойчивые корни казахского менталитета нашли отражение в ряде его исследований, в частности, в статьях «Следы шаманства у киргизов (казахов)», «О мусульманстве в степи». В исследовании тюркской мифологии Чокану принадлежит безусловное первенство, он исследовал древнюю религию тюрков в статье «Тенгри». Ритуальные формы, символические действия, характерные для мифологии как всеобщей формы становления человеческого сознания, к которой должно быть отнесено тенгрианство, как религия, имеют непреходящую ценность в культурной жизни степняков. Символы мифа пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают личность в процесс жизни и смерти.



Прожив два года в Петербурге, он участвовал в изданиях трудов Русского географического общества, членом которого был избран в 1860 году. Здесь Чокан опубликовал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования «Киргизы» (так тогда называли казахов), «Следы шаманства у киргизов», «Киргизское родословие», «О кочевках киргиз» и другие, в которых собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре. Устному народному творчеству казахов посвящены статьи «Предания и легенды большой Киргиз-Кайсацкой орды», «Очерки Джунгарии» и другие. Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени её крыльев частицей своего гения. Поверье же таково: над казахами птица пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая музыкальная одаренность. Валиханов подчеркивал так же, что народно-поэтическое творчество казахского народа дает полную картину его исторической и духовной жизни.   Интересны его высказывания об особенностях импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха.



Он записал вариант народной лиро-эпической поэмы «Козы-Корпеш и Баян-сулу». Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган, где был похоронен в 1865 году Чокан Валиханов, в местности под названием Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X. Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти томах. Чокан Валиханов ― потомок хана Абылая, выдающейся казахский исследователь, этнограф, отважный  путешественник. Музей находится в селе Шокан Кербулакского района Алматинской области. Уникальное здание музея построено по проекту архитекторов С.Рустамбекова, Б.Ибраева и А.Сейдалина. В  архитектуре здания с фасадом из розового известняка ярко видны казахские национальные традиции.



 


Другие объекты

Место захоронения жертв политических репрессий в поселке Жаналык

Место Аныракайского сражения

Место Орбулакского сражения

Памятник Танбалы Тас