Памятник Танбалы Тас

Памятник Танбалы Тас

Просторы Казахстана богаты различными историческими памятниками, которые являются носителями бесценной информации о нашем историческом прошлом. Среди таких памятников особое место занимают многочисленные петроглифы, надписи древних людей, оставленные на камнях, различные письмена, изображения людей и животных, живописные сцены, тамги   и родовые символы.



В Сузакском районе много исторических и культурных памятников. История о  камне с тамгами казахских родов  найдены в записях Машхура Жусупа Копейулы. «В пустыне Бетпак было место под названием Нура. Там на камне есть символы. Если бы дети трех жузов спорили о казахских символах, то они пошли бы к камню. Это символы, изданные указом Алаши Хана», – пишет летописец.



Стоит отметить, что русский ученый А.И. Шренк изучил камень в 1840 году. Шренк пишет: «Узнаваемость камня заключается в том, что здесь казахи устраивали отличный праздник, и то место, где становится страной».



Согласно летописи, здесь обосновались знаменитые бии и батыры племен и решали проблему поселения. Давали символ для каждого племени. Этот символ писался на камне.



Писатель Ильяс Есенберлин пишет: «Во время Керея и Жанибека казахские племена собрались в Каратузе в Нуре, составили систему из трех жузов и распределяли символы по указу Асан Кайгы».



На символических камнях есть надпись, описывающая священный момент, и о солидарности в единства нации во время становления молодого государства: «Спасибо вам за все кипчаки, найманы, алшыны, аргыны, караксеки, уйсин, табын, иллаһи кар рәсиге һамиша хайа благодари этих шестерых», («О, великий, чтоб достичь надежде благослови этих шестерых»), 1456 год.



Одним из первых обратил внимание на «Танбалы тас» академик К.И. Сатпаев в статье «Самые старые памятники Жезказганского района.


Другие объекты

Место захоронения жертв политических репрессий в поселке Жаналык

Место Аныракайского сражения

Место Орбулакского сражения

Ереуил-тобе