Мавзолей Таттимбета Казангапулы

Мавзолей Таттимбета Казангапулы

Таттимбет Казангапулы композитор, кюйши, домбрист, один из основателей школы исполнения кюев в стиле «шертпе». Кюи Таттимбета отличаются волнующей щедростью чувств, глубиной, преобладанием лирического начала, в некоторых присутствует истинный дух степи и ее эпический размах.



Родился он в нынешнем Каркаралинском  районе Карагандинской области.



На формирование музыкального стиля композитора и на его исполнительское искусство большое влияние оказали казахские кюйши-домбристы того времени. Таттимбет является автором свыше 40 разнообразных по своей тематике и направленности кюев: «Қосбасар»(несколько вариантов), «Саржайлау», «Сары өзен», «Теріс ақкан», «Сылқылдақ», «Былқылдақ», «Бестөре», «Азамат», «Алшағыр», «Азына», «Көкейтесті», «Боз торғай», «Қорам-жан», «Бозайғыр», «Ерке атан», «Ноғай – қазақ», «Қашқан қалмақ», «Қаражорға», «Балбырауын», «Сал қоныр», «Сары қамыс» и многие другие.



Кюи Таттимбета отличаются высоким чувственным и эмоциональным началом, в них заложены лирические мотивы. Философская вдумчивость, национально-культурная основа, демонстрация высокого художественного стиля задают исполнению кюев Таттимбета определенную сложность. Необходимо отметить музыкальную красоту кюев о природе, звуковые ассоциации, образные картины степных пейзажей и панорамы природы. Кюй «Саржайлау» является ярким примером этой красоты, где композитор передает образ жайлау Майдасары. Здесь можно наблюдать ощущение полноты бытия, органическое слияние человеческой души с первозданной красотой природы. В кюе через красоту природы передаются ощущения человека, его духовный мир, размышление о сущности. Еще одно произведение Таттимбета, связанное с природой родного края - это «Былқылдақ», которое основано на музыкальном образе картины одноименного жайлау на родине кюйши. Этот кюй имеет интонации в виде звуков бегущей реки, звенящего родника, пения лесных птиц, создающие живой облик природы.



Кюй «Сылқылдақ» был посвящен девушке-домбристке. Музыкальная основа данного произведения дает нам ещу одну возможность понять творческий путь Таттимбета, его особый стиль игры на домбре, который сам по себе сформирован на базе таких художественных жанров, как лирика, романтика, чувственное восприятие окружающего мира. Все эти душевные состояния в жизни человека Таттимбет передает через стиль исполнения - "шертпе", который придает звучанию особую задушевность и эмоциальность.



Творчество Таттимбета охватило большинство направлений жизнедеятельности казахов, в том числе социально-экономические аспекты существования казахского общества. У композитора была своя точка зрения на развитие социальных и политических процессов в обществе, которую он передавал через свои произведения. Примером может служить его кюй «Бестөре», в котором выразился его взгляд на социальную действительность.



Пиком творчества Таттимбета является кюй «Көкейтесті», созданный в последние годы жизни композитора. В нем передаются особый духовный и культурный облик народа, а также жизненый путь кюйши, его отношение к жизни. Кроме емкой, содержательной части, этот кюй является сложным произведением, требующим особого исполнительского искусства игры на домбре.



В настоящее время в академических и учебных кругах Казахстана широко изучается наследие композитора. Существуют несколько музыкальных произведений, где используются кюй Таттимбета. На основе кюя «Сылқылдақ» М. Сагатов написал пьесу для трубы в сопровождении эстрадного оркестра. Его произведения популяризируются современными исполнителями и учеными. В музыкальных учебных заведениях проводится систематизированное обучение на основе традиций исполнения стиля «шертпе».



Памятник народному композитору Таттимбету Казангапулы установлен на центральной площади у здания краеведческого музея в селе Егиндыбулак (Карагандинская область, Каркаралинский район).


Другие объекты

Музей КарЛАГА

Место Булантинского сражения

Историко-культурный центр Первого Президента

Мавзолей Агыбая Конырбайулы