Культовый памятник Екидын

Культовый памятник Екидын

Предположительная датировка этого исторического объекта - ранний железный век. По мнению некоторых ученых, изначально эти памятники имели сакральное, обрядовое назначение. Этот исторический памятник имеет общее название Екидын («Екидин», «Екідің») (две веры, две религии или два памятника, посвященных религии).



Памятник состоит из двух объектов, находящихся на разных холмах, на относительно большом расстоянии друг от друга. Екидин- І расположен на левом берегу реки Кара Тургай.



Екидын-ІІ располагается на возвышенном месте и является ориентиром, так как виден издалека.



Существуют местные легенды, согласно которым, в ХVІІ – ХVІІІ веках в долине между холмами, на которых стоят объекты, произошло кровопролитное сражение. Именно здесь располагались ставки военачальников враждующих родов.



Долина и холмы, на которых расположены памятники, считаются у местного населения сакральным местом, полным загадок и тайн. Весьма любопытно, что у ученых существует версия, согласно которой эти древние сооружения активно использовались в  IX-X веках нашей эры, а служили они смотровыми вышками для казахских сарбазов.



Вот как описывает дыны известный казахский ученый академик А.Х. Маргулан:




«Подлинной жемчужиной природных богатств и памятников истории является древний Екидин. К доисламским временам относятся два древних сооружения сферической формы из дикого камня – дыны, давшие название аулу. Эти, достаточно редко встречающиеся на территории Казахстана сооружения, известные под названием «Уйтас» или «дынг», построены в форме древнейшего казахского жилища «шошалы» и, возможно, имели ритуальное значение. Предположительная датировка – ранний железный век».




Ко второй половине 1 тыс. до н.э. относятся могильники Айбас-Дарасы, Жанайдар, Уйтас (Айдос), Талдысай. Раскопки их дали богатый материал. На последнем, начиная с 1992 г. в течение нескольких сезонов проводились археологические изыскания. Здесь обнаружено большое количество остатков жилых помещений, производственных мастерских, металлургических печей, обломков кухонной посуды. Ученые пришли к выводу, что здесь функционировал один из крупных металлургических центров. Проводившиеся в начале 1970-х гг. раскопки в Айбас-дарасы, на которых, кроме остатков керамики, были обнаружены и предметы роскоши, например, золотой браслет, а также другие находки, привели исследователей к заключению, что этот могильник относится к бегазы-дандыбаевской культуре периода поздней бронзы.



Многочисленны в Улытау-Жезказганском регионе памятники эпохи раннего железа – так называемые курганы с усами. Наиболее характерные из них – Орезаир и Жанайдар. Исследователи считают их наследием коневодов с культом коня, поклонением Солнцу и огню. Некоторые ученые полагают, что они представляют собой своеобразную обсерваторию, а их ориентация на восток связана со временем летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.



Тюркский период представлен поминально-храмовыми сооружениями, выложенными из камня-плитняка. В научной литературе они получили общее звучное название «дын». Наиболее известными из них являются Козы-Корпеш-Баян-сулу в Восточно-Казахстанской области. Несмотря на некоторые разрушения, Дын-моласы дает полное представление об архитектурном облике и важных конструктивных особенностях сооружений такого типа.




«Интерес предстьавляют и другие каменные сооружения этого круга – Косуйтас (Кыз-моласы), Уйтас и др. К этой же эпохе относятся каменные изваяния тюркского и кыпчакского периодов с каменными оградками и балбалами. Интересны укрепленные городища с угловыми башнями, рвами, окружающими укрепления жилищами – Баскамыр, Ногербек-дарасы, Хан-ордасы, Домбаул», - сообщает археолог М. К. Семби.



Другие объекты

Мавзолей Кейки-батыра

Мавзолей Абдигаппара Жанбосынулы

Место захоронения Амангельды Иманова

Мавзолей Миржакыпа Дулатова