Мавзолей Ибрая Алтынсарина

Мавзолей Ибрая Алтынсарина

Ыбырай (Ибрай, Ибрагим) Алтынсарин (1841-1889) - выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор, организатор новых школ , а также этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик. Он родился в Костанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда - бия Балгожы Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии.



В 1851 году поступил в школу, открывшуюся для казахских детей при Пограничной комиссии. Во время учебы в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы. Общался со ставшим впоследствии известным востоковедом В. Григорьевым, служившим в комиссии. Часто посещал его дом, пользовался библиотекой.



С 1857 по 1859 гг. работал письмоводителем у своего деда, войскового старшины Балгожи Жанбурчина, управлявшего в то время узунским родом племени кыпчак, а затем, с 1 августа 1859 г. – в областном правлении оренбургскими казахами в должности младшего переводчика. Начальник областного правления, известный востоковед В.В. Григорьев, приметив жажду Ибрая к знаниям, разрешил ему пользоваться своей богатейшей библиотекой. В Оренбурге Ибрай познакомился с востоковедом, миссионером-просветителем Н.И. Ильминским, который в 1859 – 1861 гг. служил переводчиком областного правления. Впоследствии Н.И. Ильминский, будучи профессором Казанского университета, мобрал переписка у И. Алтынсарина с ним и с другими адресатами в книге «Воспоминания об Алтынсарине», и издал в Казани в 1891 г.



В 1860 г. начальство поручило И. Алтынсарину открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (позднее г. Тургай), куда он был назначен учителем русского языка. С этого времени И. Алтынсарин начал свою просветительско-педагогическую деятельность среди казахского населения, которая стала делом всей его жизни. Он много ездил по аулам, разъясняя значение образования, письменности и наук. Им был организован сбор средств на стротительство школы, торжественное открытие которой состоялось в январе 1864 г. Педагогические взгляды   И.Алтынсарина сложились под влиянием передовой общественной мысли в России, и основывались на методике и педагогике Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.



По предложению И.Алтынсарина 10 апреля 1888 г. в Орске открылась учительская школа, куда принимались лучшие выпускники русско-казахских училищ Тургая и Иргиза.  Школа эта служила источником пополнения педагогических кадров для русско-казахских школ.



Он не только открывал первые казахские народные школы, но и выпустил «Киргизскую (казахскую) хрестоматию» 1879 г., «Начальное руководство к обучению киргизов (казахов) русскому языку», написал пособия по изучению казахского языка. Как писатель, он известен по произведениям «Сын богача и сын бедняка», «Кыпшак Сейткул», «Дом из кошмы и дом из дерева», автор многочисленных стихов. Будучи ученым, являлся полноправным членом Русского Географического Общества в Оренбурге. По заданию этого Общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии.



Ибрай Алтынсарин внес бесценный вклад в формирование казахской литературы новой эпохи. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 года сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине:




«Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто. Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».




И. Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. Ему удалось открыть четыре двуклассных центральных русско-кыргызские училища, одно ремесленное, одно женское, пять волостных, два училища для русских детей.



В своих переводах русских классиков и оригинальных произведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократического просветительства. Плодотворно трудился над развитием национальной литературы и культуры, литературного языка. Будучи ученым, являлся полноправным членом Русского географического общества в г. Оренбурге. По заданию общества он готовил и публиковал доклады и статьи по казахской этнографии.


Другие объекты

Мавзолей Кейки-батыра

Мавзолей Абдигаппара Жанбосынулы

Место захоронения Амангельды Иманова

Мавзолей Миржакыпа Дулатова