Шакпак-ата

Шакпак-ата

Еще одна достопримечательность Мангыстау –уникальный памятник культовой архитектуры, подземная мечеть Шакпак-ата. Мечеть расположена на полуострове Тюб-Караган, и считается самым древним памятником зодчества в Западном Казахстане.



Подземная мечеть Шакпак-ата вырублена в горной меловой скале. Известно, что суфии, укрывавшиеся в этой пещере, практиковали лечебную магию. Они помогали приходившим сюда людям избавиться от болезней. Для этого они оставляли заболевшего человека в пещере на ночь. Считалось, что в течение ночи на больного спустится благостный дух, и болезнь обязательно отступит. И до сих пор люди приезжают сюда с надеждой исцелиться от недугов.



По утверждению археологов, мечеть построена в IХ - Х вв. Имя ей дано в честь суфия Шакпак-ата, который жил здесь со своими учениками. В последние годы жизни он был затворником и больше не покидал свою подземную обитель.



В буквальном переводе слово Шакпак-Ата означает «старец-кремень»:  согласно одному древнему преданию, Шакпак-ата – это не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами, так как от его оружия, как от кремня, в боях отлетали искры.



Некоторые ученые утверждают, что в мифологии Шакпак-ата является повелителем змей и покровителем умерших, а как историческая личность – внуком Шопан-ата.



Что же касается настоящего имени создателя мечети, то оно, по предположению многих ученых, – Шахмардан. Дело в том, что у Шопан-ата было двое сыновей: Шахрух-ата (Шагырык-ата) и Исан-ата. У Шахруха в свое время родилось двое сыновей: Капаш-ата (Капан-ата) и Шахмардан, прозванный Шакпак-ата за свои способности с легкостью извергать огонь из камня, огнем испепелять врага.



Что касается времени жизни суфия, то мнения исследователей расходятся: историк А. Медоев утверждал, что Шакпак-ата жил в IX веке. В.В. Бартольд придерживался мнения, что суфий жил во времена правления Узбек-хана, который правил с 1312 по 1342 годы (XIV век).



Неоспоримым является тот факт, что Шакпак-ата, был последователем учения Ходжи Ахмеда Яссауи, и относился к числу 360 святых, почитаемых в Мангистау.



По обе стороны у входа в мечеть, в скале, выбиты пещеры-захоронения, согласно предположениям они принадлежат ученикам Шакпак-ата или близким ему людям. Где именно захоронены мощи самого суфия, доподлинно неизвестно. Это заставляет ко всем захоронениям относиться с особенным трепетом и вниманием. Некоторые ученые утверждают, что основное назначение этого святилища – врачевание. Не исключено, что служители этого места составляли какой-то монашеский орден, лечащий больных.


Другие объекты

Мемориальный комплекс Т.Г. Шевченко

Мавзолей Балуанияза Мусрепулы

Мавзолей Досана Тажиулы

Мавзолей Исы Тиленбайулы