Городище Акколь-Жайылма

Городище Акколь-Жайылма

Акколь-Жайылма в Экибастузском районе Павлодарской области называют краем, где устают крылья летящей птицы. Местные старцы Акколь называют Аулиеколем, и встречаются незначительные сведения об этом крае в средневековых летописных сведениях и исторических надписях. По ним можно догадаться, что значение Акколь-Жайылма в казахской истории не меньше таких признанных исторических центров, как Баянаул, Каркаралы, Улытау. Окрестность Акколь-Жайылма занимает необъятную землю внизу течения рек Оленты и Шидерти. Выделяется красотой и богатствами природы, считается ордой захоронения святынь.



Образцом для народа благодаря своему милосердию стал Исабек Ишан, имя которого дошло до нас благодаря легенде, передаваемой из поколения в поколение. Мавзолей предназначен Исабеку Ишану, сыну Мурата Ишана, который принес исламскую религию на север. Ходжи учили казахов религиозной грамотности, развивая знания, проповедуя ислам, внесли лепту в мусульманизацию страны.



Безусловно, закономерно, что данная окрестность особенно интересна для кочевого скотоводства. Покрытые густым камышом берега Акколь и Жаманколь очень удобны для зимних становищ.



На земле Акколь-Жайылмы проводились выборы ханов. Один из них  - Баракулы Бокей, 30 мая 1817 года, здесь избран ханом среднего жуза. На собрание приезжали военачальники из России для подавления авторитета потомков Абылая и напрямую повлияли, чтобы казахские султаны собрались в Акколь-Жайылме.



В урочище Кылдыколь также расположены захоронения (зираты) потомков первых миссионеров ислама в Павлодарской области Исабек ишана Хазрета, философа, просветителя, духовного учителя и наставника Машхур- Жусупа Копеева, а также его потомка Жандарбек кожи. Здесь же для удобства паломников построены намазхана, гостевой дом и столовая.



Связанные с окрестностью Акколь-Жайылма казахские легенды требуют исследований. Ключ сохраненных в виде легенд, как миф-афсана или эпосы батыров («Кобыланды-батыр», «Коруглы»), - в истории античности, этимологических слоях языка. Легенда под названием «Об Алтае» встречается в сборниках Машхур-Жусупа. Рассказ как в молодости молодой человек по имени Алтай, «завязав уздечку на талии, идя пешком, пас лошадей Писбекбая». «Писбекбай в Акколь-Жайылме. Ишбекбай -Писбекбай- двое родственников-богачей», - говорит летописец.



Был тяжелый джут и из всего скота Акколь-Жайылмы осталось всего два верблюда. Когда пришла весна, люди отсюда кочевали на тех двух верблюдах.Богатырь Алтай заранее знал о предстоящем джуте и сохранил лошади Писбекбая, длинноногих верблюдов и коров угнав в теплые края. Позже, Писбекбай, восхищаясь его героизмом, якобы отдает своих дочерей Алтаю. От тех дочерей родились Алыке, Байдалы, Сайдалы, Мойын, их прозвали «СауырыАргына». «Если аргын, то будь как Алтай» - слова, доказывающие старшинство, силу Алтая среди аргынов.



Из основ древней истории казахов сохранены и устные рассказы. Как в стихах Нурлана Оразалина: «Как летописные деды родной земли, / вдалеке – вершины гор Танир», – в своих сказаниях счастлив народ, у которого есть летописные старейшины.


Другие объекты

Озеро Жалаулы

Жалаулы көлі

Место захоронения Жасыбая Омирулы

Мавзолей Малайсары Токтауылулы