Мавзолей Машхур-Жусип Копейулы

Мавзолей Машхур-Жусип Копейулы

Мавзолей построен в Баянаульском районе для Машхур-Жусипа Копейулы - поэта, историка, этнографа, летописца и собирателя фольклорного наследия. Одно из священных мест в Павлодарской области. Благодаря Машхур-Жусупу до народа дошли поэтические песни с древних времен до Бухара жырау.



Жусип Копейулы с детства читал литературу на арабском языке, а потому вырос на восточных псалмах. Освоив русский язык, опубликовал сотни работ поразным наукам. В том числе по истории, фольклору, литературе, истории языков, этнографии, философии, медицине.



Машхур-Жусип родился в 1858 году в селе Найзасат в Кызылтау, в Баянауле. Тогда же в Чингистау родился Шакарим Кудайбердиев. Адам –  настоящее имя Машхура-Жусипа, которое дали ему, прочитав азан. С семи лет он начал собирать образцы фольклора. С пятнадцати лет пишет поэтические произведения. Когда Муса Шорманулы посетил его деревню, был впечатлен умениями ребенка. Поэт сказал его отцу: «Суфий, с этого времени, нацепите на головной убор мальчика перо. Не дай Аллах, сглазить его! Твой сын станет машхуром своей эпохи!». С тех пор к имени «Жусип» стали добавлять «машхур». Предки ученого не были проповедниками ислама, они выходили из рода аргын среднего жуза.



В народе много рассказов о последнем этапе жизни Машхур-Жусипа Копейулы. Поэт умер в 1931 году в родном ауле. По словам очевидцев, у поэта был дар ясновидения. За год до смерти он построил себе могилу и при жизни устроил похороны и поминки. «Я не умру, пока не достигну 73 лет. Когда мне будет семьдесят три, даже, если попросите, не поднимусь. Всем станет не до поминок, так как будут голодать». Эти слова его оказались пророческими. Голод тридцатых годов в Казахстане стал настоящим бедствием, трагедией целого народа.



Невозможно не поклоняться его способностям. Эта история была легендой в народе, и после смерти аульчане стали почитать Машхур-Жусипа, приходили к его могиле совершать паломничество. Одним из признаков святости является то, что тело его оставалось неизменным и после смерти.



Работы М. Копеева опубликованы в газете «Таржиман», издававшейся крымским татарином Исмаил-беком Гаспринским, представителем движения, призывавшего мусульманские общины к образованности.


Другие объекты

Озеро Жалаулы

Жалаулы көлі

Место захоронения Жасыбая Омирулы

Мавзолей Малайсары Токтауылулы