Мавзолей Кожабергена-жырау

Мавзолей Кожабергена-жырау

Кожаберген-жырау (1663–1763 гг.)акын, музыкант, батыр, полководец. Родился в местности Гултобе (цветущий холм), ныне село Богдановка, Жамбылского района Северо-Казахстанской области. Его отец Толыбай-сыншы (костоправ) был в свое время знаменитым батыром, командовал отрядами Среднего жуза.



Кожабергена с малых лет воспитывал его дядя – знаменитый батыр Жалантос. Учился Кожаберген в духовным медресе Бухары, Самарканда и Ургенча, и получил хорошие знания по арабскому, персидскому языку, по исламской религии, а также по восточной литературе. Начав поэтическую деятельность с 13 лет, в 17 — слагал легенды в стихотворной форме, написал поэму «Ата тек».



Знание восточных языков пригодилось Кожабергену в его дальнейшей жизни. Приближенные хана Тауке заметили дарования юноши и поручили ему дипломатическую работу, которой он занимался при дворе правителя пять лет.



Кожаберген, участвуя в боях с внешними врагами, показал себя способным полководцем. Поэтому в июне 1688 года в предместье города Туркестана руководители казахских родов во главе с Тауке ханом избрали двадцатипятилетнего Кожабергена командующим войсками хана. О подвигах батыра Кожабергена сложены стихи и поэмы-дастаны.



Среди заслуг Кожабергена видное место занимает его работа по подготовке свода законов хана Тауке хана, известного в народе как   «Жеті жарғы» - «Семь установлений». Как известно, в составлении этого свода законов принимали участие многие известные люди, прежде всего, знаменитые казахские бии Толе бий, Казыбек бий, Айтеке бий и многие другие.



Кожаберген по-своему отразил работу над казахским сводом законов, написав историческую поэму «Жеті жарғы», в которой описал общественное и социальное положение Казахского ханства.



Весной 1723 года многочисленные джунгарские отряды во главе с хунтайджи Цэваном Рабданом напали на казахов. Казахские аулы, застигнутые врасплох, вынуждены были бежать, бросая жилища, скот и имущество. Немало народу было перебито джунагарами, немало погибло при переходах и переправах через бушующие реки. Это страшное время для казахского народа называется «Актабан шубырынды, Алкакол сулама!» - «Годы великого бедствия».



Очевидец происходящего Кожаберген жырау посвятил бедственному положению казахов песню «Елим-ай!» («Родина моя!»), которая выражает чувства и чаяния его соотечественников, глубокую любовь к родине. Долгое время песня считалась народной, автора не упоминали. «Елим-ай!» — самое главное и знаменитое произведение Кожабергена.



Эта песня-жоктау («плач») является поистине духовным гимном казахского народа и символом единения и национального самосознания.



Кожаберген-жырау большинство своих произведений сочинил на основе конкретных исторических событий. До нас дошедшим является дастан Кожабергена «Язык предков», который датируется 1720 годом. В свое время эта поэма распространялась среди народа в рукописях и устно передавалась певцами и сказителями. В этой поэме Кожаберген призывает молодежь уважать язык предков, сохранять его чистоту, не засорять его. Эти призывы и пожелания акына актуальны и сегодня.



Кожаберген-жырау скончался в октябре 1763 года в столетнем возрасте в своем родном ауле Гултобе. Сейчас его забытое имя и созданные им сочинения, стихи и поэмы, возвращены народу. На его жизнь и творчество обратили внимание ученые и общественность.



В 2002 году на месте захоронения Кожабергена на его родине состоялось торжественное открытие мемориала знаменитого жырау и батыра. А в 2003 году в Петропавловске выпущена книга «Кожаберген-жырау», куда вошли его стихи и поэмы.


Другие объекты

Усадьба Сырымбет

Резиденция Абылай-хана

Мемориальный комплекс батыров Карасая и Агынтая

Кулсары Кудайбердыулы