Гора Казыгурт

Гора Казыгурт

Существует в мировой мифологии масса сказаний о «Земле обетованной», «Всемирном потопе» и «Ноевом ковчеге». В одном из них отмечено, что ковчег остался на вершине горы Казыгурт. Высота горы, входящей в состав горного хребта Таласского Алатау, составляет 1800 м, общая протяженность – 20 км, ширина – около 10 км.



Из данных археологов мы знаем, что земля Казахстана была заселена людьми более пятисот тысяч лет тому назад. Об этом говорят многочисленные стоянки древнего человека, обнаруженные в разных областях нашей страны: Кызылтау, Бориказган, Шакпак-Ата, Семизбугу, Ботай и т. п.



Откуда появился топоним? «Қазық жұрт» переводится, как местное население, «құрт» – «волк», «қас» – настоящее, истинное. Вокруг названия до сих пор немало загадок. Во-первых, исламская религия не позволяет возносить себя – «Я выше всех!», значит, нахождение на вершине горы ковчега противоречиво. Но, вместе с тем, гора есть гора, она находится под небом, и пусть не самая высокая, но раз ковчег обнаружился там, значит, она особенная, священная.



Во-вторых, всем известно, что на Ноевом ковчеге было «каждой твари по паре». Может быть, отсюда и берет начало развитое животноводство Казыгурта, которое демонстрирует культ четырех видов домашнего скота, которые испокон веков разводили казахи.



 




 На вершине Казыгурта остался ковчег,



Возможно ли это,



если бы эта гора не была бы священной?



Оставшийся на вершине верблюжонок



Стал прадедом всех животных,



На вершине Казыгурта остался ковчег,



Не это ли проявление его святости?




 



– вот так говорится в народной легенде, рассказывающей о покровителе домашнего скота.



В-третьих, микротопонимы ковчега, пророка Ноя локально связаны с горой Казыгурт. На вершине ее с закатной стороны есть небольшая площадка, в народе именуемая как «место, где был ковчег». А еще: «след Ноева ковчега», «пещера, где жили Ной и его последователи», «место, где пророк совершал молитву», «следы от его пальцев» и «источник, из которого пил пророк».



В-четвертых, в казахских мифах есть такое упоминание: «Когда Всевышний создал небо и землю, он создал и гору Казыгурт». Таким образом, она считалась священным местом до того, как там причалил Ноев ковчег. Слова из народного сказания – «Если бы место не было святым, причалил бы ковчег?» – служат подтверждением особенного предназначения горы. Встречаются упоминания о святых, выходцах с горы Казыгурт в обрядовых песнях целителей.



С. Сейфуллин в своих трудах писал: «На вершине горы Казыгурт есть пещера, в которой покоится Казыгурт-ата, о чем свидетельствует посох, который простоял долгие годы в том месте. Так как его считали святым, сюда стали ходить паломники. Удивительно, что в пасмурный день только на горе Казыгурт не бывало туч. Если же тучи все-таки сгущались над этой горой, старцы говорили: «Казыгурт скорбит», это было как предупреждение о грядущих природных катаклизмах. Во всей округе собирали свободно пасущийся на лугах скот, прибирали утварь и предметы быта, закрепляли юрты.



Природа окрестностей Казыгурта удивительно красива, степные тюльпаны цветным ковром покрывают склоны гор, радуя глаз и создавая живописную картину.



 


Другие объекты

Мемориальный комплекс "Бірлік-Ордабасы"

Мавзолей хана Хакназара

Мавзолей Есим-хана

Мечеть Аппак-Ишана