Городище Отырар

Городище Отырар

Городище расположено на южном берегу реки Сырдарьи в Отырарском районе Южно-Казахстанской области, известен как город Турарланд, Турар, Тарбанд, Фараб. Первое городское поселение на месте Отрара датируется II веком до нашей эры. Его основателями считаются кангюйцы. В древнетюркских рунических письменах (VI-VIII века) город неоднократно упоминается как Кангу-Тарабан.



В 737 -748 годы Кангу-Тарабан был завоеван арабами и оказался в их власти. В период арабского владычества город становится центром культуры и науки в Средней Азии. Здесь жили выдающиеся умы своего времени. Отырар широко известен как столица родины средневекового великого мыслителя Абу Наср аль-Фараби. Наибольшего расцвета город достиг в эпоху правления династии Караханидов в XI-XIII веках. Затем вошел в состав государства Хорезм.



В 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством старшего сына завоевателя Чингисхана – Джучи. Горожане под руководством Каир-хана держали оборону семь месяцев. Предатель по имени Караджа открыл монголам ворота города. Отрар был разрушен и на какое-то время пришел в упадок. Названия «Отырар» и «Фараб» впервые встречаются в письменных источниках IX века н.э. X-XII вв. были периодом расцвета городской жизни в эпоху монгольского вторжения.



Период появления города Отырар археологи датируют I веком н. э. Согласно записям древних писателей, «Территория Отырар по длине и ширине была протяженностью около одного дня». Отырар занимал площадь 200 гектаров. А в его районах были разные постройки, украшенные красивыми орнаментами, и у каждого региона имелось собственное название. К примеру, ювелиры жили в Алтынтобе, производители оружия - в Пышакшытобе, мясники - в Куйрыктобе. Кроме того, существовали такие жилые районы, как Жалпактобе, Мардан-куйрык, Оксус. Куйрыктобе ранее назывался Кедер, а Оксус- Весидже. Весидже, расположенное в 25 км к северо-западу от Отырара, является родиной Абу Насра аль-Фараби.



Отырар - город, сыгравший ведущую роль в мировой торговле. В 1969 году здесь провел экспедицию академик Кемел Акишев. Отырар считался культурным центром среди средневековых городов. Это место, где развивались образование, наука, культура, медицина и искусство. Находки археологических раскопок являются основой, источником духовной ценности и национальной гордостью современной духовной и материальной культуры. В некоторых исследованиях отмечено, что столицами древнего государства Канлы являлись Отырар (Фараб), Шаш (Ташкент). В Отыраре обнаружена богатая библиотека. Аль-Фараби, прочитавший все книги, отправился с караваном искать новые знания в мусульманском мире, побывал в Шаше, Самарканде, Бухаре, Багдаде.



Чаще всего,  разрушение города связывают с монгольским нашествием. В течение полугода героической обороны, город, открывший ворота врагу, был разгромлен в пух и прах. От красивого города осталась только маленькая насыпь. Мы потеряли большое наследие предков, книжный фонд Отырара. Однако благодаря единству жителей городав течение 30 лет он был перестроен. К середине XIII века стали выпускать золотые, серебряные и медные монеты. На быстрое восстановление после нашествия монголов повлияли расположение города на перекрестке караванных путей, а также оседлое животноводство населения. В конце XIII века, после денежной реформы Масуд-Бека, здесь процветало сельское хозяйство.



Большое количество письменных источников XVIII-XIX вв., археологические находки и местные легенды свидетельствуют, что жизнь в Отыраре остановилась к 1750 году. Разрушение вызвано нападением войск Джунгарского хана Галдана. После обрушения ирригационной системы джунгарами, люди, так и не сумев восстановить ее, начали переезжать из города. Последние жители Отырара перебрались в Туркестан, Шымкент и Шиликское поселение.


Другие объекты

Мемориальный комплекс "Бірлік-Ордабасы"

Мавзолей хана Хакназара

Мавзолей Есим-хана

Мечеть Аппак-Ишана