Городище Сайрам

Городище Сайрам

Историческое название города Сайрама, известного как родина великого суфия Ходжа Ахмета Яссауи – Исфиджаб. Один из крупных городов средневековья в Южном Казахстане. Город Сайрам с историей в 1,5 тысячи лет являетсяматериальным и духовным богатством казахского народа.



В XV-XVIII вв., в периоды Казахского ханства, Сайрам являлся крупным городом в Южном Казахстане, центром торговли, рукоделия и веры. Находился на юго-востоке нынешнего села Сайрам, в 12 километрах от г. Шымкента. Округ Исфиджаб охватывал города Кедер, Сыганак, Сауран и Янгикент – на побережье Сырдарьи, города Баладж и Берукей– на северном склоне гор Каратау, города Тараз, Кулан, Мирки (Мерке), Суяб– в Жетысу.



Исфиджаб известен не только как большой административный центр, но и центр переходной торговли. В городе было много больших дворцов и «тиимов». Дворцы были во владении купцов Нахшеба, Бухары, Самарканда. Мировая торговля велась в тенге. Из Исфиджаба в другие места доставлялись белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. По продаже рабов город был известен на весь Восток. В городе продавали плененных во времена враждебных множественных войн из различных тюркских племен. По направлению караванных путей через ворота Бухары на южной стороне завозились товары из стран Востока. Караванная дорога через северные ворота обходила такие города, как Отырар, Сауран, Дженд и Янгикент на побережье Сырдарьи.



Для своего века город был укреплен очень хорошо. Историк XV-XVI веков, автор «Мехманнаме-и-Бухара» Рузбихан Исфахани писал так:




«Заборы, которые окружают большую часть города, настолько высоки, что руки того, кто хотел бы завладеть ими, таки не дошли бы до стен города; ямы, которые раскопаны по его окружению, настолько глубоки, что ни одна нога казаха не смогла бы переступить через нее».




Ямы на внешней стороне Сайрама упоминаются в произведении конца XVI века, в описаниях событий ХафизТаныша. После, когда город попал в руки казахов, он превратился в опорную крепость при нашествиях из тех мест на Бухару и Самарканд.



Много мавзолеев внутри города сохранены. Самый древний из них - Падишаһа Малик бабы. Эти памятники относятся к ІХ-XVIII вв.



VII век, когда арабы пришли в Центральную Азию, стал периодом процветания города. В 714 году полководец арабской армии Кутейба, после того, как взял город Шаш (сегодняшний Ташкент), взял направление на большой поход в Исфиджаб. Но благодаря большому сопротивлению народа, отступил. План арабского полководца, который хотел превратить Исфиджаб в свою резиденцию, провалился.



В начале IX века Исфиджаб вошел в состав Карлукского государства. В 840 году вождь карлуков и предводитель Исфиджаба Билге Кул Кадырхан получил звание кагана. Но Исфиджаб подвергся нападению саманидов Центральной Азии. В сражении с саманидами Билге Кул Каган погиб. После этого за правление государством боролись два его сына. Старший сын Базар Арсыланхан возглавил Баласагун (город на побережье реки Шу), Огулшак Кадырхан возглавил Тараз (старый Талас). Когда саманийцы захватили Тараз, Огулшаку пришлось бежать в Кашкарию.



Обработка почвы была очень развитой для того времени. Повелитель саманийцев для защиты Исфиджаба и полей от внешних налетчиков построил множество крепостей. Но Исфиджаб не был полностью подчинен государству Самани. Город и его округи управлялись местными тюркскими племенами. Округи города были очень масштабными. Его границы на северо-западе доходили до Саурана, а на востоке - до округов Таласа.



На округи Исфиджаба через саманийцев распространилась исламская религия, город превратился не только в центр культуры и торговли на юге, но и в крупный религиозный центр. В конце Х века, то есть в 990 году, Исфиджаб вошел в подчинение государства Карахан. Армия, в свою очередь, полностью истребила саманийцев с территории Исфиджаба.



Сайрам был важным стратегическим центром для контролирования переправ на юг через казахские степи и за центрально азиатскими владениями. Видимо, поэтому, как показывают данные, за владение Сайрамом казахские и узбекские феодалы всегда вступали в столкновение.



Остатки средневекового Сайрама-Исфиджаба располагаются на территории современного одноименного села, лежащего в 10 км на восток от Шымкента – центра Южно-Казахстанской области.



Махмуд Кашгари в своем знаменитом «Словаре тюркских наречий», составленном в 1074 году, писал: «Сайрам – название Белого города (ал-Мединат ал-Байда), который называется Исбиджаб. Про него говорят также – Сарьям». На основании этой записи предполагают, что упомянутый в маршрутнике китайского путешественника Сюань Цзана, отправившегося в 629 году в Индию, «город на белой реке» соответствует Сайраму.



Сайрам-Испиджаб был крупным городом – мегаполисом на Великом Шелковом пути, центром соприкосновения и контакта различных религий, христианства, зороастризма и ислама. В период распространения  на территории Казахстана ислама город стал форпостом новой мировой религии. И сегодня святые места Сайрама остаются объектами религиозного паломничества тысяч мусульман.




«Сайрам–Исфиджаб  по праву может гордиться полуторатысячной историей, являясь крупнейшим носителем материальных и духовных  сокровищ казахского народа», - сообщает археолог М.Б. Кожа.




В центре Сайрама располагается гробница, воздвигнутая, согласно легенде, над могилой матери Ходжи Ахмета Яссауи – Карашаш-ана. Здание мавзолея сооружено в 1851 – 1852 гг. А на окраине северо-западной части села, на краю высокого откоса стоит мавзолей Ибрагима-ата – отца Ходжи Ахмета Яссауи, последняя перестройка которого производилась в 1880 году.



Мавзолей Ходжа Салиха вблизи центральной части села по дороге в село Карамурт относится к XIX в. и отличается от других тем, что у него двойной купол, имеет четыре фасада с неглубокими стрельчатыми нишами. На южном фасаде – остатки живописи в виде ваз с цветами.



Минарет мечети Хызыр-пайгамбар  расположен в центральной части Сайрама. Он входил в несохранившийся комплекс мечети и ныне стоит на свободной от застройки территории, окруженной деревьями.



Города в конце средневековья оставались политическими, экономическими и культурными центрами, выполняя важную роль в жизни Казахского ханства.


Другие объекты

Мемориальный комплекс "Бірлік-Ордабасы"

Мавзолей хана Хакназара

Мавзолей Есим-хана

Мечеть Аппак-Ишана