Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи – это грандиозное сооружение, воздвигнутое в честь жившего в XII в. известного на Востоке Хаджи Ахмета Яссауи – признанного главы тюркской ветви суфизма, мыслителя, поэта, автора философско-поэтического произведения «Хикмет», основателя суфийского братства Яссавия. Является комплексом, в котором объединены мавзолей, мечеть, ханака.



Мавзолей Х.А. Яссави – выдающийся памятник средневекового зодчества, занимающий особое место в истории архитектуры. По определению специалистов, он завершил  собой целый этап предшествующей архитектуры средневековья Центральной Азии и во многом определил пути ее дальнейшего развития, являясь качественно новым архитектурным произведением своего времени.



Здание мавзолея шириной 46, 5 м, длиной 62, 5 м, высотой 40 м, внешне симметричное в плане, построено по схеме портально-купольных сооружений с ориентацией продольной оси по направлению юго-восток – северо-запад. В своем прямоугольном компактном объеме оно содержит более 35 помещений, соединенных между собой лестницами и коридорами.



Многочисленные куполы и своды памятника представляют полную коллекцию всех известных типов центрально-азиатских сводов предшествующего периода, а также некоторые новаторские решения, положившие начало развитию новых конструктивных приемов в архитектуре. Главный купол диаметром 18, 2 м является крупнейшим из сохранившихся кирпичных куполов Центральной Азии. Портал, с аркой пролетом 18, 2 м и высотой 40 м, доминирует над всем объемом, подчеркивая его монументальный характер.



Как повествует сочинение Шараф ад-дина Али Йезди «Зафар намэ» («Книга побед»), закладка этого здания связана с событиями конца 799 г. хиджры, то есть осени 1397 г. Когда эмир Тимур приехал в город Яссы и торжественно совершил обряд зиарата (поклонения) могиле Ходжи Ахмеда, он издал указ о возведении над могилой шейха Ахмеда нового мавзолея. Строили его мастера, собранные со всех концов империи. Имена некоторых из них дошли до нас в надписях на разных частях памятника и на отдельных предметах его убранства. Кладку изразцовой облицовки фасадов здания выполнил мастер Хаджи Хасан, родом из Шираза, чье имя и дата работы – 800 г. Хиджры (1397 – 1398) – выложены синими кирпичиками над нишей северного портала. Шестиугольный изразец с барабана малого ребристого  купола над самой усыпальницей сохранил имя другого ширазца – Шеме Абдал-Вахаба, который, судя по надписи, был творцом если не всего мавзолея, то, вероятно, самой усыпальницы. Исфаханец Иез–ед-Дин, сын Тадж-ед-дина, изготовил инскрустированные серебром бронзовые петли на двух дверях и нескольких прекрасных бронзовых светильников. Уникальный по своим размерам и мастерству исполнения бронзовый казан для воды был отлит в селении Карнак по приказу Тимура мастером Абд-ал-Азизом, сыном Шараф ад-Дина Тебризи.



Из-за внезапной смерти Тимура в 1405 году строительство не было завершено, но и в незаконченном виде этот выдающийся памятник во многих отношениях  представляет собой великое явление в архитектуре Востока. В различных письменных источниках и в научной литературе он упоминается под названиями «усыпальница», «мавзолей», «мечеть», «мечеть-мавзолей», «ханака», «архитектурный комплекс», «мемориальный комплекс».



Здесь находится гурхана с гробницей Ходжи Ахмеда Яссави, перед ней – джамаатхана или казанлык, зал для собраний и коллективных радений последователей братства Ясавия. Рядом с гурханой расположено отдельное помещение мечети, а на противоположной ей стороне – залы для собраний, диспутов, совеместных чтений. Имеется помещение для хранения книг (китапхана-библиотека), есть и зал с колодцем (кудукхана) и отдельная трапезная (асхана) и многочисленные кельи – худжры.



Выдающиеся размеры памятника, совершенство его пропорций, новизна архитектурно-планировочных и конструктивных решений, разнообразие архитектурного декора дают полное представление о монументальном зодчестве эпохи Тимура в период его становления и расцвета. Его значимость как выдающегося архитектурного произведения и единственной из четырех крупнейших построек Тимура, дошедшей до нас не в руинах, а в целостном состоянии, сегодня признана на мировом уровне. № июля 2003 г. решением Комитета всемирного наследия мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 


Другие объекты

Мемориальный комплекс "Бірлік-Ордабасы"

Мавзолей хана Хакназара

Мавзолей Есим-хана

Мечеть Аппак-Ишана