Мавзолей Карабура

Мавзолей Карабура

Расположен в центральной части села Созак Южно-Казахстанской области. Про Карабура-аулие преобладают словесные легенды, нежели письменные сведения. По мнению многих исследователей, Карабура был современником Ходжи Ахмета Яссауи.



Бура – это домашний скот, самец верблюда. Сто лет назад казахский народ занимался в основном скотоводством, и поэтому они оберегали четыре вида домашнего скота, зверей, а также летающих птиц, обитавших в степи, и называли в их честь своих детей. Вот почему имя Бура ценилось и уважалось, и называли в основном людей знатного происхождения. В древности слово «черный» («қара») означало «святой, большой». В сведениях А. Маргулана отмечается, что был кипчак по имени Бура-хан, живший у побережья Сырдарьи, был свекром огуза Жиренше. Кроме того, в древние времена бура -  это был не верблюд, а бык, и он был основан на древней вере, которая поклонялась быку, как огню и воде.



Карабура-аулие был сподвижником легендарного Ходжи Ахмеда Яссауи, который перед смертью попросил, чтобы его похоронил именно Карабура. Он жил в предгорьях Каратау, обладал магической силой, мог одним взглядом остановить на скаку самого резвого жеребца и заставить повернуть вспять реку.



Сузакские мавзолеи пользуются широкой известностью как объекты паломничества. Наиболее почитаемым из них является мавзолей святого Карабуры.



Мавзолей Карабура построен в 1997 году из белого кирпича, состоит из двух комнат. Верх купольный. Захоронение Святого Карабуры во второй комнате. Здесь же находится могила Курбан-ата.



Рядом мраморные плиты Мухаммада, Арыстан-баба, Ходжи Ахмеда Яссауи, Ыскак-баба (Баба ата), Баба Тукти Шашты Азиза.



За старым мавзолеем захоронены Акназар-хан, Белгибай-кажы, Шилмембет би, Култас би, Кожамкул гулама, Даулет-Карабура батыр, Шахасум-ахун и другие.



Дверь обращена на Запад, к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи. К Востоку от мавзолея могила известного казахского композитора и кюйши Сугира Алиева.



Карабура, религиозный святой деятель периода огуз-кыпчак, который жил в XI-XII веках. Он произошел из племени тама младшего джуза. Он жил у рек Чу, Талас, Сырдарья, Волга и Урал. Карабура способствовал становлению ислама и его верований, не разрушая образа жизни жителей степи. Его интересовал великий представитель суфизма Ходжа Ахмет Яссауи. Турецкое племя уважает святого Карабуру – его созакский мавзолей стал священным местом для жителей Средней Азии. Проводить ночь у святынь называется поклонением святым местам.



Святые, как говорят, являются религиозными подчиненными слова божьего, которые знают тайну истинного поклонения, которые любят великого господа, друга аллатагалы, любимых слуг бога. Святость - суфийская концепция. «Раб» - благородная концепция в исламе, верующий, благочестивый, покорный. Обычный народ признает силу Бога через святых. В каждом регионе казахской земли были святые, которые были любимы народом и поклонялись всей стране. Добрые дела и пример святых не забываются в памяти поколений.


Другие объекты

Мемориальный комплекс "Бірлік-Ордабасы"

Мавзолей хана Хакназара

Мавзолей Есим-хана

Мечеть Аппак-Ишана