Пещера и озеро Жылаган-ата

Пещера и озеро Жылаган-ата

Пещера Жылаган-ата расположена в 80 км от города Туркестан, на взгорье Каратау, севернее местности Абай возле озера Жылаган-ата. Высота проема в пещеру 3-4 м, ширина - 8-9 м, глубина - около 50-60 м. Образована в результате смещения горных пород. При спуске в ущелье на левом берегу озера на высоте 10-12 м имеется проем диаметром 15-18 см, иногда оттуда стекает вода.



Вход в пещеру находится на высоте 15 метров над маленькой рекой. И река тоже называется «Жылаган-ата». С правой стороны ущелья журчит родник, протекающий сквозь камни. По словам местных жителей, это -  слезы Жылаган ата.



Легенда гласит, что пожилые супруги Гурзыхан-ата и Шаш-ана никогда не имели детей. И обратились они к Всевышнему с просьбой послать ребенка, чтобы утешил их в старости. Услышав молитву, Аллах поставил супругам условие: семь лет носить матери своего долгожданного ребенка в кожаном мешке, пока он не встанет на ноги. Долго носила пожилая женщина нелегкую ношу. Не выдержав, однажды взмолилась, мол, не по силам мне такое испытание! В тот же миг еще не рожденный младенец выпорхнул, будто ангел, и стал быстро удаляться со словами: «Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда». Он удалился в расщелины скал и исчез в пещере на вершине горы. Отец так и не рожденного малыша, убитый горем, зарыдал горько и безутешно.



На том месте возник водопад из его слез.



И плакали скалы на противоположном берегу речки, где лила слезы бедная мать.



Удаляясь, ангел сказал обоим: «Возвращаясь в аул, не оглядывайтесь, тогда родник принесет свои чистые воды живущим там людям». Но не выдержала Шаш-ана и взглянула напоследок на удаляющегося ангела. И пропали воды в том месте, так и не дойдя до аула.



Несмотря на то, что все истории о пещере Жылаган-ата имеют общую легенду, существует множество вариаций. Согласно одной из них, некто, живший у подножья Седого Каратау, мечтал о ребенке. День и ночь молился он Аллаху, причитая: «Дай мне это! Если бы ты только дал мне это!». Суть легенды в том, что Всевышнего о дитя нужно просить со словами: «Подари мне доброго, сознательного и умного ребенка!».



По другой легенде, семейная пара, посещавшая многие святые места, молясь о потомстве, получила желаемое. Спустя девять месяцев женщина родила, однако, вместо ребенка – бурдюк. Запричитав «Не этого я просила у Аллаха!», она с ним выбежала из дома, куда глаза глядят.



12 лет плача бродила женщина по полям и горам, пока однажды не выронила бурдюк. Как только он коснулся земли, оттуда выскочил ребенок и тотчас скрылся в скалах. Мать попыталась его остановить, но все было тщетно. Лишь раз дитя, увидев, как мать мучает жажда, открыл родник и вновь умчался в пещеру. Не желая смириться, мать позвала сына, но в ответ лишь услышала: «Мама, не ищи меня! Возвращайся домой!».



Но мать упорно остается у входа в пещеру. Наконец, сын выходит и объясняет, что не может идти с ней: «Мама, я - не жилец. Возвращайся домой. Меня уже нет. Мое место – эта пещера». Сколько бы мать ни упрашивала, сын стоял на своем. Поняв всю тщету уговоров, мать мирится: «На все воля божья». Она прощается с сыном, а он лишь просит: «Только не оглядывайся!». Уходя, она не выдерживает, оборачивается. И видит, что к ее ногам подступает вода, но тут же уходит в землю. Если бы женщина не обернулась, эта безводная долина была бы плодородной.



Народное воображение очень поэтично. Пещеру, в которой скрылся ребенок, с тех пор называют Жылаган-ата. До сих пор многие ходят сюда, считая это место священным. А у входа в пещеру на камнях они находят отпечатки ног ребенка. Пещера похожа на фонтан, но, в отличие от него, вода прибывает не всегда. Она бежит, когда пришедший в пещеру человек читает молитву. В народе отмечают, что человеку с открытой душой и добрыми намерениями источник дает воду, а для плохого человека он закрыт.



Если идти вдоль стены пещеры, можно увидеть прямую скалу, с которой капает вода, называют «слезами матери Жылаган-ата». Местность, в которой родился Жылаган-ата, где бурдюк упал на землю, называют «Святой бурдюк». Местное население и это место считает святым. Избирательное «поведение» источника до сих пор остается тайной.



Попробовав в ней воду однажды, хочется пить снова. Но, если кто-то надумает закипятить ее, она попросту исчезнет. Геологи, наслышанные о силе пещеры, решили провести здесь исследования, предположив, что это подводный источник. Целых два месяца они пробыли в пещере, но вода пропала. Им не оставалось ничего другого, как поверить, что это действительно чудо.



Верящий в силу пещеры молодой человек остался на ночлег. Увидев муллу, читающего намаз, он присел к нему, но вдруг услышал детский лепет. Обернувшись, увидел ребенка, играющего в песке. Молодой человек хотел было подойти к нему, но малыш убежал в пещеру. Он последовал за ребенком, но, намереваясь войти в пещеру, застрял. Как ни старался, не смог освободиться. Позвали нескольких мулл, те зачитали молитвы, его лишь тогда смогли вызволить. Выражение – «Неужели трудно было выдержать еще один день, когда уже 40 прошло» – появилось после этого случая.



Справа от пещеры есть небольшой мавзолей, про который говорят, что, если женщина, которая не может иметь детей, переночует в нем, сможет стать матерью. Наверняка это – природная гармония, которую ощущаешь всем своим существом. Уважительное отношение к прошлому, бережно передаваемые из уст в уста народные легенды сделали эти места поистине священными.


Другие объекты

Мемориальный комплекс "Бірлік-Ордабасы"

Мавзолей хана Хакназара

Мавзолей Есим-хана

Мечеть Аппак-Ишана