Историко-археологический комплекс Берел

Историко-археологический комплекс  Берел

 



Берельские курганы находятся в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области, на семь километров юго-западнее одноименного села. Некрополь Берел датируется  IV-III вв. до н. э. В самом большом Берельском кургане была погребена сакская царская пара и 13 лошадей. Парадное снаряжение берельских лошадей изготовлено из мельхиора, бронзы, латуни, позолоты, натурального конского волоса. Все найденные изделия – от ювелирных украшений до конского снаряжения – сделаны из дерева, богато покрытого золотом.



Здесь же, в могильнике Берел, была найдена древнейшая штандарт-эмблема, символизирующая централизованную власть и самые древние на сегодняшний день щит и седло с аппликациями в виде рогатых и крылатых сфинксов.



Имеется среди находок Береля также и диадема, пектораль (нагрудное украшение), ритуальные предметы, кинжалы, меч, украшения, массивные подвески с изображением трехмерной головы лося в клюве грифона.



А от маленьких фигурок реальных и мифических животных просто нельзя оторвать взгляд: сфинксы, пантеры, козлы, грифоны, горный баран, орлы, крылатые кони, бляхи от подпруги в виде верблюдов, нашивки на ножнах с изображением лося, лошади и тигра, головки оленей, соединенные переплетенными рогами. И все они – из золота.



То, что Геродот назвал их «грифами, стерегущими золото», объясняется довольно просто. Эти народы добывали на Алтае золото, из которого изготавливали различные изделия в зверином скифском стиле. Основной мотив искусства – изображение фантастических грифонов – полуптиц – полузверей.



В первом тысячелетии до нашей эры на огромных просторах Евразии обитали народы, которые в античных и древневосточных источниках значатся как скифы, саки и сарматы. Они создали яркую культуру, о которой свидетельствуют многочисленные захоронения в курганах и каменных гробницах, грандиозные святилища языческих богов, временные стоянки, хозяйственные сооружения, памятники изобразительного искусства, ювелирные изделия в зверином стиле, бытовые вещи, обнаруженные в результате археологических раскопок.



Некрополь Берел уже получил всемирную известность благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям, выполненным в скифо-сибирском зверином стиле, свойственном искусству ранних кочевников.



На сегодняшний день это единственный в Казахстане памятник с сохранившими находками из органики. Под некоторыми курганами в силу определенных климатических особенностей микрорайона создались условия, способствующие образованию линзы вечной мерзлоты, т.е. «природного холодильника». Поэтому в погребальных камерах неплохо сохранились предметы, сопровождавшие в инобытие представителей высшей знати сакского общества. Именно в этой особенности заключается уникальность подобных памятников.



Древние номады не случайно выбрали именно этот уголок Алтая для погребения своих верховных вождей. По их мифологическим представлениям, горы наделялись особым сакральным смыслом, так как на их вершинах находятся обиталища богов. Туда, в верхний мир, уходили духи предков. Местонахождение кургана в горах на берегу горной реки, связующей верхний и нижний миры, глубоко символично. Долина и само погребальное сооружение – курган – исполняли роль храма. Территория долины была священной и для кочевников более поздних времен. 



      Могильник Берел состоит из более 70 погребально-поминальных  сооружений различной величины. Самый большой курган № 1, содержащий останки 17 лошадей, стоит несколько изолированно. Вторым по величине и наиболее характерным для времен номадов является курган № 11. В нем  погребены царствующие персоны – мужчина и женщина. Их уложили в колоду, вырубленную из ствола многовековой лиственницы, и установили внутри сруба. За стенкой его располагалось захоронение 13 коней. По углам колоды находились бронзовые, покрытые золотом скульптуры фантастических птиц – орлиных грифонов.



На голове вождя сохранился сложный парик, а  при жизни мужчина носил бороду и усы. В теменной части его черепа зафиксированы следы незавершенной трепанации, которые имеют двоякое объяснение. Либо это обычная манипуляция для извлечения мозга при бальзамировании, либо попытка извлечь из раны осколки костей и сгустки крови после сильной травмы, полученной в сражении. На ребрах и позвонках мужчины зафиксированы многочисленные сросшиеся переломы, полученные в разное время жизни.



Возраст мужчины – от 30 до 40 лет. Безусловно, это был мужественный, опытный воин, каким и должен быть вождь союза племен или раннего государственного образования.



Особый интерес представляют миниатюрные деревянные, покрытые золотой фольгой скульптуры сфинксов с телом кошки и человеческим ликом. Головы их увенчаны рогатыми коронами.



Знаковым элементом парадного облачения коней являются рога животных, венчавшие маски. Деревянные скульптуры в виде рогов горного козла имеют глубокий смысл и выходят за рамки обычного декоративно-прикладного назначения. Образ горного козла увязывается с идеей избранности погребенного человека. Горный козел – обитатель небесных вершин, особой сферы пространства, доступной лишь избранным, - осмысливался как атрибут вождя. Рога горных козлов на головных масках трех коней вождя подчеркивали божественную сущность и избранность земного владыки. 



Таким образом, на некрополе Берел выделяются курганы ранних кочевников. Они разнятся по размерам и сопроводительному инвентарю, отражая социальную структуру общества. На некрополе выявлено несколько средневековых объектов. Видимо, Берельская долина оставалась священной для древних тюрков, строивших свои мемориально-культовые сооружения рядом с курганами ранних кочевников.



Берельская долина – памятник, играющий важную роль в решении отдельных проблем археологии эпохи ранних кочевников и древних тюрков и в реконструкции культурно-исторических процессов региона в целом. Находки из Береля рассказывают о системе мировоззрения и высоком уровне  культуры древних номадов Казахстанского Алтая, чьи шедевры послужили прообразами изобразительного и прикладного искусства современных тюркских народов, в том числе казахов. 


Другие объекты

Монумент «Сильнее Смерти»

Дом "Алаш Арыстары" в Семее

Литературно-мемориальный дом-музей Ф.М. Достоевского

Историко-культурный комплекс Абая "Жидебай-Борили"