Комплекс "Акыртас"

Комплекс "Акыртас"

Памятник истории и культуры республиканского значения. История изучения Акыртаса насчитывает почти полтора столетия.



Один из наиболее загадочных памятников Южного Казахстана – городище Акыртас (каз. Ақыртас, Ақырташ). Дворцовый комплекс VIII—IX веков постройки, находится в Жамбылской области, в 45 км от города Тараз.



Акыртас – не до конца изученный, полный различных тайн средневековый комплекс. Точнее говоря, это был огромный дворец, четырехугольное монументальное сооружение размером в 205 х 180м., стены которого выложены из массивных каменных блоков красного песчаника.



В этом величественном дворце было примерно 70 комнат и 15  колонных галерей. Городище Акыртас как объект, полон сложно объяснимых находок, загадочный, таинственный. Если подвергнуть комплекс реставрации, то вполне можно оценивать его наряду с чудесными пирамидами Египта, Акрополями Афин,  Колизеем Рима, дворцами народа Майя в Перу, таинственными городами ацтеков.



Исследования показали, что Акыртас снабжался водой через водопровод, который имел заборы из родников ущелий Шошкалы и Узунбулак. Три-четыре километра вода шла по глиняным трубам, длиной 50-60 см. Диаметр широкого конца трубы составлял 20 см, а узкого – 18.  Узкий конец всякого звена вставлялся в широкий. В Узунбулаке водопровод брал начало из водохранилища, устроенного при помощи каменно-земляной дамбы, перегородившей ущелье в узком месте.



Севернее Акыртаса были устроены еще два водохранилища. Одно из них – двухметровой глубины – вмещало 3200 кубометров воды, другое – поменьше. Собиравшаяся в них вода, видимо, шла на орошение посевов. Существовали центральный двор с водохранилищем, площадь для оборонительных войск, особые места для оглашения указов и для религиозных церемоний. Если П. Лерх отмечает, что Акыртас  - недостроенный будийский храм, то академик В. Бартольд предполагает, вышенаванный дворец не что иное, как несторианский храм. В записях археолога Т. Басенова Акыртас  - основание недостроенного большого дворца правителя. Во время исследований в 1996 году ученые из Казахстана и Франции пришли к выводу,  что Акыртас может быть местом Караван-сарая, относящегося к VIII-XI вв., потому что план строительства схож со средневековыми сооружениями в ираке и Сирии. Возможно, строительство Акыртаса было начато во второй половине VIII века, когда карлуки и арабские войска разгромили китайские рядом с Атлахом и во время установления мирных отношений между двумя государствами. Однако строительство прекратилось по неизвестным причинам.



Мосты железной дороги «Турксиба» рядом с дворцовым комплексом  «Акыртас» почти полностью укреплены гравиемиз комплекса. Если посмотреть на панорамную картину бывшего здесь в 1864 году русского живописца М. Знаменского, то видно, что стены комплекса были достаточно высокими.                                                                      



Исследована также система наблюдения  за окружающей местностью и оповещения о военной опасности. На одной из вершин Акыртаса была установлена смотровая башня, сложенная из камней. От нее сохранился лишь нижний ряд кладки, образующий круг диапметром в 5 м, и рядом площадка из камней – место для сигнального костра. 



В целом остатки дворцового комплекса Акыртас являются уникальным памятником средневекового зодчества Казахстана, не имеющим аналогов во всей Центральной Азии.  Существует много мифов о дворцовом комплексе Акыртас. Одна из них гласит:




«Великан Алангасар (неуклюжий) влюбился в красавицу, которая потребовала себе дворец из камней. Великан Алангасар начинает строительство, перенося камни с горы Ботамойнак, откалывая и равняя их. После того, как воздвиг дворец, он захотел сделать дыру в горе и через нее провести реку Талас рядом с дворцом. Во время трудов он встретил другую девушку, красота которой многократно превосходила предыдущую, и ее речь была нежна. Когда великан Алангасар скончался, из его ноги был построен мост в Амударью».




Мотив легенды напоминает предание о двух влюбленных - Фархаде и Ширин.



А вот еще одна легенда:




«В древние времена жители Акыртаса были в большой опасности. Враги напали на народ, и он сильно страдал. Враг начал превращать в рабов молодых людей и красивых девушек. Тогда все собрались вместе и поклонились Богу: «О, Создатель, вместо того, чтобы быть рабом этих безбожников, забери, преврати нас в камень, не пробиваемый вражескими стрелами и не режущийся их мечом». Бог принял молитвы народа. Дома, имущество и все живущие там превратились в камень».




Много красивых легенд сложено нашим народом. В каждой подчеркивается сила несгибаемости, духа и свободы. И это очень закономерно. Таковы были предки, генетический код которых заложен в каждом нашем современнике.


Другие объекты

Мавзолей батыра Байзака

Комплекс Тектурмас

Мавзолей Карахана

Мавзолей Бабаджа-Хатун