Тюркские культовые памятники Мерке-Жайсан

Тюркские культовые памятники Мерке-Жайсан

Долина реки Шу в VІІ-VІІІ веках была центром западно-тюркского каганата. От той эпохи до нас дошли богатейшие культурно-исторические наследия – тюркские храмы Жайсан и Мерке.



Мерке – столица тюрков – культурно-ритуальный комплекс средневековых турков. Группу комплекса памятников этого региона составляют культовые сооружения– курганы, ритуальные ограждения, которые встречаются рядом с курганами, каменные изваяния, наскальные изображения и родовые знаки, на валунах – надписи резьбой.



В северной части Мерке – храм Жайсан. Это культурно-ритуальный комплекс, который остался после средневековых тюрков. Здесь основная часть памятников, в зависимости от расположения, основана на одной закономерности: при расположении строения захоронений в западной части ритуальные структуры сосредоточены в восточной части комплекса. Только в некоторых случаях ограждения располагаются в середине курганов или в западной части культовых комплексов.



По предположению ученых, знак в виде ромба на памятниках храма, помимо украшения, нес святой характер и служил в роли талисмана. До сегодняшнего дня в казахской этнографии сохранено ношение тумара, который напоминает знак в виде ромба. Нанесенные на скалах знаки тумара в функциональном значении, скорее всего, служили для обозначения границы святых мест храма Жайсан.



Каменные скульптуры встречаются на равнинной территории, по длине рек Талас, Шу. Горы и вода для кочевых общин означали святое понятие. А у подножия гор для создания скульптуры необходимы будут горы. Знание мест захоронения предков представителями кочевых общин тюркского века появилось от желания быть похороненными там, где лежат их предки.



Каменные изваяния встречаются на равнинной площади. Они были любимыми местами, подходящими для встречи древних племен, выращивающих скот. Разное изготовление в разных эпохах каменных скульптур - закономерная вещь. Тем не менее, их один основной общий знак – направление к востоку.



Множественные каменные скульптуры, созданные в честь мужчин и женщин являлись объектами поклонения и на этом месте проводились ритуалы поклонения душам великих прародителей, верховным божествам Тенгри и Жер-Су. Мужской образ олицетворял собой ставленника Тенгри, высокого синего неба, а женский образ являл собой символ божества Жер-Су. Представители тюркского общества верили, что великие личности, уходя из жизни по – прежнему проявляют заботу о своих потомках и целью обряда поклонения их душам, улетевшим к Тенгри было обращение с мольбой о стабильности и благополучии в обществе. Большое количество каменных алтарей с лунками, рунические надписи, высеченные на плато рядом с курганами, петроглифы и сосуды, высеченные в руках изваяний свидетельствуют о действенности ритуала.



По легендам, которые сохранились, в поминках участвовали представители каждого рода, памятник умершему человеку устанавливали совместно. По традиции, представитель из каждого рода клал по одному камню. Значит, количество столбцов камня в цепочке балбала показывает, столько народов принимали участие».



Каменные изваяния всегда изображались вместе с военным оружием (мечь, кинжал, походный ремень), чашей из кольчуги. Предводители богатыри или батыры, как правило, правой рукой поднимают чашу, левой держатся за ремень или рукоятку меча. Скульптуры, предназначенные для ханов, биев, беков, доводил до вершины мастерства, показывая их доблестный вид: золотой вихор на голове, серьги в ушах, посох в руках, кожаный пояс на талии.



Храм Мерке издавна расположен в казахской долине, а храм Жайсан по истечении ста лет после создания западно-тюркских каганатов. Волею судьбы в центре западно-тюркского каганата соединены две разные культуры тюркских миров, а храмы Жайсан и Мерке остались в виде наследия для потомков.


Другие объекты

Мавзолей батыра Байзака

Комплекс Тектурмас

Мавзолей Карахана

Мавзолей Бабаджа-Хатун