Место захоронения Гумара Караша

Место захоронения Гумара Караша

Гумар Караш (1875-1921) – выдающийся казахский поэт, фольклорист, общественный и религиозный деятель, сторонник партии «Алаш».



Родился в Жанибекском районе Западно-Казахстанской области. Обучался сначала в местном медресе, затем получил высшее духовное образование в медресе города Уфы, по некоторым сведениям продолжал учебу в Стамбуле.



Гумар Караш является первым казахским казием (членом Духовного собрания мусульман Восточной части Российской империи).



Получив мусульманское образование, Г.Караш некоторое время стремится к карьере религиозного деятеля. Однако вскоре Г. Караш начинает пропагандировать просветительские идеи, выступает за реформу старого казахского мектеба и, наконец, решительно порывает с духовенством. В дальнейшем он с полной отдачей сил занимается литературным трудом, собиранием и изданием памятников казахской поэзии.



С его именем связано появление газет «Қазақстан», «Ұран»  и ряда острых полемических статей в газетах «Фикер» и «Қазақ», «Дұрыстық жолы», журнал «Шура». В 1902 году учительствовал в родном ауле. В годы работы в газете «Қазақстан», под руководством Ш. Бокеева собрал и опубликовал образцы казахского фольклора в сборниках «Шайыр» и «Көксілдер».



Следует отметить слова С. Сейфуллина о Г. Караше в его романе «Тернистый путь»: «Ряд образованных людей Букеевской Орды во главе с поэтом, муллой Карашулы, организовав выпуск газеты под названием «Ұран», выступили под лозунгом идей «Алашорды». А тех, кто сплотился вокруг идей Алаш орды, считали «врагами народа». Естественно, к этой категории причислили и газету. Вот почему поиски номеров газеты были сопряжены с большими трудностями.



При жизни поэта вышли пять его поэтических сборников: «Бала тұлпар», «Қарлығаш», «Тумыш», «Аға тұлпар», «Тұрымтай» и три исследовательские книги: «Ойға келген пікірлерім», «Өрнек», «Бәдел қажы». Это были сильные стихи в жанре толғау, внесшие новые формы в казахское стихосложение.



Караш по праву считается одним из реформаторов казахского стиха, блестяще экспериментировавшим, сочетавшим в своих стихах  казахскую традиционную поэзию с арабской (восточной) поэзией, и внесшим значительную лепту в укоренении этой формы в казахском стихосложении. Караш – наиболее колоритная фигура в истории Приуралья – поэт, в творчестве которого мужественный гражданский пафос переплетаются с тонким лиризмом, философ, проложивший золотой мост между рациональным менталитетом Запада и устойчивым моральными категориями восточной теологии.



Сторонник партии «Алаш и его правительства Гумар Караш выступал против насильственных путей свержения существующего общественного строя и выпустил сборник стихов «Алаштың азаматтарына», «Неден қорқамын», «Күн туды», но вскоре включился в борьбу за советизацию аула.


Другие объекты

Дом Алаш Орды в Жымпиты

Исторический комплекс "Бокей Ордасы"

Мавзолей Даулеткерея Шыгайулы

Жумагазы Хазрет