3 Июля, 2018
Ахмет Байтурсынов. История борьбы

В рамках спецпроекта "Туған жер" редакция Ruh.kz продолжает рассказывать о выдающихся предках казахского народа.


В конце 1930 года Ахмет Байтурсынов был репрессирован. Его история жизни - сплошное противостояние невежеству, неправедным делам и лжи. С чем столкнулся великий просветитель и что успел сделать для своего народа, вам расскажет Ruh.kz.



Известный лингвист и общественный деятель появился на свет в 1872 году 5 сентября.




Ненависть к жестокой несправедливости сформировалась у него еще в раннем возрасте,




когда в родном ауле Ахмета был устроен погром, а его отец и братья, пытаясь остановить этот страшный беспредел, прибегли к физической силе. Но действия мужчин подвигом не посчитали... родные были сосланы в Сибирь.



Молодой Байтурсынов всегда стремился к знаниям, денег на образование не было, однако выучиться он все же смог. Основные знания Ахмет получал от деревенских мулл, а затем благодаря своим родным окончил два класса русско-казахского лицея.



После завершения учебы он решил сам стать учителем и поступил в специализированное училище.



Борьба за права и свободу казахского народа



В 1895 году Байтурсынов начал преподавать. До 1909 года он учительствовал в аульных школах и областных училищах.




В этот период молодой ученый начал интересоваться политикой.




В 1905 году Ахмет Байтурсынов вместе со своими единомышленниками составил петицию, в которой выдвигались требования предоставить казахскому народу свободу вероисповедания, позволить выпускать газеты, также декларировалось снижение потока переселенцев и прекращение отъема земель у казахского народа. По некоторым сведениям, под этим документом подписалось 14,5 тысяч человек.




Именно в этот год на Байтурсынова впервые обратили внимание власти.




Сначала на это закрыли глаза, но через два года он попал в тюрьму за открытую критику царизма. Уже в 1909 году Ахмет стал узником семипалатинской тюрьмы, на этот раз за разжигание межнациональной розни и пропаганду автономии. Его освободили через восемь месяцев, но суда так и не было.



Ахмета выслали из Казахстана, лишив родины. Он перебрался в Оренбург и там познакомился с политическими и литературными деятелями того времени Алиханом Букейхановым и Мыржакыпом Дулатулы.



Совместно они организовали издание “Казах”, которая с 1913 по 1918 годы была главной политической и научно-литературной газетой. На ее страницах толковались вопросы о культуре и грамоте казахов, переходе к оседлой жизни и несправедливой передаче плодородных земель российским переселенцам.



Основание партии и жизнь при Советах



После падения царской власти в России многие казахи, включая самого Байтурсынова, вздохнули с облегчением, ведь Февральская революция дала надежду на самоуправление и избавление от царского гнета. Воспользовавшись моментом,




Ахмет со своими сподвижниками создал партию «Алаш», которая стала во главе новой автономии Алаш-Орда.




Это государство просуществовало до 1920 года, пока не было вынуждено перейти под контроль СССР. Позже Алаш-Орду как государственное образование ликвидировали. Всех родоначальников автономии амнистировали.



В 1919 году Ахмет получил должность заместителя главы Советского народного комиссариата и вступил в ВКП. А через год написал письмо самому Ленину с жесткой критикой политики советской власти в отношении Казахстана. В это же время




он стал членом РКП, однако покинул ряды коммунистов из-за непреодолимых разногласий.




Между 1921 и 1928 годом Байтурсынов вел активную управленческую и научно-просветительскую деятельность, один год проработал народным комиссаром по вопросам образования в Казахстане, до 1925-го — председателем научно-литературной комиссии. Все это он совмещал с преподаванием истории, казахского языка и литературы.



Ужас начался в 1929-м, когда коммунисты стали мстить основателям Алаш-Орды за контакты с белогвардейцами и расстрел красного командира Амангельды Иманова. Под этот пресс попал и Байтурсынов.




Его обвинили в подготовке вооруженного переворота в Казахстане и распространении антисоветских идей.




Вместе с соратниками его посадили в Бутырку и приговорили к смертной казни.



В 1932 году расстрел смягчили до десяти лет тюрьмы, через год и вовсе заменив на три года ссылки. В 1934-м за Ахмета попросила Екатерина Пешкова, жена Максима Горького. После ее заступничества, не дожидаясь окончания срока заключения, Байтурсынова освободили.




Выйдя на свободу, Ахмет вместе с женой и тремя приемными детьми переехал в Алма-Ату.




Там они спокойно жили до 1937 года, пока по СССР не прокатилась вторая волна репрессий. Его около года держали в казематах.



На одном из бесконечных допросов на вопрос чекиста о приверженности власти Байтурсынов ответил:




«Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддерживает мои начинания»




В начале зимы 1938 года его расстреляли.



На пятьдесят лет имя Ахмета Байтурсынова стерли из истории. Только после реабилитации в 1988-м стало известно о его великой борьбе с неравными силами противника в лице царской, а затем и советской власти.



Ахмет Байтурсынов: литературно-научная деятельность



Пока НКВД не взяло Байтурсынова в оборот, он вел активную научно-исследовательскую деятельность в области литературы. Его первая работа была издана в 1909 году. Это был сборник «Сорок басен» с оригинальной адаптацией сюжетов Крылова, Эзопа и Абая. В этих текстах




Байтурсынов критиковал имперские замашки царской России, бранил гнет и насилие властей в отношении казахского народа.




В 1911 году был опубликован поэтический сборник «Маса» — один из самых значимых трудов Ахмета Байтурсынова. В нем выражена идея о построении высокообразованного культурного общества. Ахмет Байтурсынов призывал искоренять невежество, халатность и равнодушие, его книга подняла казахскую литературу на новый уровень.



Первую литературно-исследовательскую работу Ахмет провел в Оренбурге, ее результат был опубликован в издании «Казах». Ученый рассматривал влияние на казахскую культуру духовного наследия Абая, раскрывал огромную значимость произведений великого поэта.




Развивая идеи поэта о демократическом устройстве общества, Байтурсынов положил их в основу профессиональной журналистики Казахстана




В 1926-м Байтурсынов издал научно-теоретическую работу «Әдебиет танытқыш» («Литературоведение»). В ней он дал четкие определения теории и критики литературы, истории и методологии. Это был первый фундаментальный исследовательский труд казахской литературы.



Ахмет Байтурсынов внес значительный вклад в развитие лингвистики и образования. Он стал основоположником нового алфавита на основе арабской графики. Ученый предложил ставить перед каждым словом знаки, которые бы помогали правильно передавать гласные звуки, учитывая казахскую фонетику.




Проект был назван «Ясное письмо»,




однако после начала латинизации тюркских языков в 1929 году его заменили на яналиф.



В 1912-м ученый напечатал и опубликовал иллюстрированный букварь, который несколько раз переиздавался. Он изменился, став полноценным пособием по изучению казахского языка, в которое вошли разделы морфологии, фонетики и синтаксиса. В нем же впервые были представлены грамматические термины.



Байтурсыновым были написаны методологические пособия для учителей, руководство «Тiл жұмсар» и пособие «Баяншы».



У Ахмета Байтурсынова была невероятная сила духа. Он не был сломлен властью и никогда не предавал свои идеалы даже перед лицом смерти.



Великий ученый стоит в одном ряду с такими личностями, как  Ибрай Алтынсарин, Жамбыл Жабаев, Абай Кунанбаев. И мы никогда не должны забывать истинных героев казахского народа и патриотов родной земли!


Ruh.kz
i.ytimg.com