29 Июня, 2018
Академическая свобода университетов возрастет на базе нового законопроекта

В рамках реализации 78 шага из Плана нации “100 конкретных шагов” был рассмотрен новый законопроект.


На пленарном заседании сената парламента Республики Казахстан депутаты приняли закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений».



По словам министра образования и науки Республики Казахстан Ерлана Сагадиева, который представлял документ, настоящий проект закона был разработан с целью выполнения задач, которые были обозначены в послании президента республики народу Казахстана.



Основополагающая цель законопроекта - осуществление 78 шага Плана нации “100 конкретных шагов”. В его рамках было предусмотрено постепенное возрастание академической и административной самостоятельности высших учебных заведений, которое будет базироваться на опыте Назарбаев университета.



Помимо этого во внимание законопроекта входит внесение поправок в один кодекс и три закона. В общей сложности данные исправления будут координировать три основных направления деятельности высших учебных заведений.




Первая - академическая, вторая - административная, третья - финансовая




Министр уделил каждому направлению внимание и рассказал о них более подробно.



Академическая самостоятельность




Академическая свобода есть предоставление высшим учебным заведениям полномочий, в рамках которых они вправе самостоятельно определить содержание программ повышения качества обучения




Это особенно важно в текущей обстановке, когда Казахстан переходит к новой экономике. В такие периоды особенно сильно вырастает необходимость в квалифицированных кадрах и новых профессиях. Стоит отметить, что министр признал тот факт, что на сегодняшний день казахстанское образование неспособно незамедлительно откликаться на вызовы, которые ему диктует рынок труда.



В первую очередь, данный законопроект, по словам министра образования и науки, предлагает позволить вырасти академической свободе высших учебных заведений с 65% до 85%. Теперь вузам будут предоставлены полномочия по самостоятельной разработке образовательных программ.



То есть в конечном итоге




именно от высшего учебного заведения зависит то, насколько обучение по той или иной специальности будет востребовано на рынке труда




Также, по словам Ерлана Сагадиева, для учета и информации данных образовательных программ предусматривается введение реестра через единую информационную систему образования.



Во-вторых, в настоящее время подготовка кадров ведется в соответствии с классификатором специальностей. В нем, как заявил министр, насчитывается более 600 специальностей, многие из которых давно потеряли актуальность на казахстанском трудовом рынке.



Несоответствие кадров потребностям рынка труда также обусловлено долгим процессом введения новых специальностей в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования. Он занимает от 6 месяцев до года.



Для перехода на новые образовательные программы необходимо изменить структуру классификатора. В связи с этим планируется ввести новый, проект уже готов.



Классификатор разрабатывается по направлениям подготовки кадров, в рамках которого вузы смогут внедрять новые образовательные программы в соответствии с требованиями рынка.



Помимо прочего, по информации Ерлана Сагинтаева, вместе с этими нововведениями меняется и механизм лицензирования.



«Третье. Если раньше лицензировалась специальность,




теперь в соответствии с новым классификатором будет лицензироваться направление подготовки кадров




Иначе говоря, планируется, что вузам будет выдаваться лицензия по конкретному направлению подготовки кадров, в рамках которого они будут самостоятельно разрабатывать и реализовать образовательные программы.



Четвертое. Оценка качества высшего образования проводится через механизм аккредитации. Сегодня в реестр аккредитационных агентств входят восемь агентств: 5 казахстанских и три зарубежных. Их регламенты разработаны на основе международных стандартов.



Также в стране нет конкурентной среды между казахстанскими и зарубежными аккредитационными агентствами. В связи с этим предлагается внести поправки в части расширения сети агентств, признанных на европейском и азиатском континентах, что позволит совершенствовать действующий институт аккредитации.



Пятое. Дополнительно в рамках расширения академической свободы вузов студентам дается право на определение своей траектории обучения», - сказал министр образования и науки.



Что касается управленческой самостоятельности, он сообщил, что расширение академической свободы тесно связано с изменением системы управления вузами.



«Ее изменения дадут возможность самостоятельно решать вопросы найма на работу, формировать студенческий контингент в разрезе специальностей и направления подготовки, и определения вузами академической структуры.



Для этого




необходимо изменить организованно-правовую форму, так как это связано в первую очередь с тем, что госвузы регулируются законодательством в области госимущества




Это для них обременительно и в ряде случаев противоречит их основной миссии и задачам», - пояснил Е. Сагинтаев.



По его данным, преимущество вузов в форме некоммерческих организаций заключается в соблюдении норм корпоративного управления и использовании полученных доходов только на развитие учреждения.



«Для этого в проекте закона заложены нормы по преобразованию государственных и национальных вузов в некоммерческие акционерные общества со 100%-ным участием государства.



Также упрощен механизм трансформации для частных вузов, утвержденных как коммерческие организации. Однако это не является обязательным.



При переходе из РГП на ПХВ в некоммерческое акционерное общество вузы ограничиваются в определенных видах коммерческой деятельности в рамках Предпринимательского кодекса», - отметил глава ведомства.




Для решения этого вопроса предложено в Закон "Об образовании" включить отдельную статью, регламентирующую деятельность и компетенцию вузов




«Эта статья образована из положения законопроекта по инициативе депутатов. Нормы статьи дают право вузам осуществлять 13 видов коммерческой деятельности, а также определяют основные компетенции вузов.



Дополнительно вузы будут наделены правом:




        
  • создавать Фонд организации вузовского или послевузовского образования;

  •     
  • создавать юрлица по научно-образовательной деятельности за счет внебюджетных источников финансирования;

  •     
  • открывать стартап компании;

  •     
  • привлекать дополнительные истоичники финансовых средств для осуществления вузовской деятельности;

  •     
  • создавать филиалы в иностранных государствах (…)»,



- пояснил Е. Сагадиев.



Касательно финансовой деятельности он отметил, что "поскольку мы расширяем академическую и управленческую самостоятельность, нам надо предусмотреть и гибкость финансирования".



«Изменение финансирования должно быть направлено на осуществление эффективного использования бюджетных и небюджетных средств, а также на обеспечение материально-технической и социальной базы.



В связи с чем необходимо отойти от финансирования самой специальности в течение 4-х лет и перейти к кредитному финансированию без привязки к срокам обучения.



Для этого законопроект предусматривает наделение Министерства образования и науки Республики Казахстан новыми полномочиями по утверждению порядка финансирования вузов с учетом кредитной технологии обучения и формированию государственного образовательного заказа.



Также изменен срок утверждения госзаказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с одного на три года. Предложенные дополнения позволят эффективно распределять госзаказ с учетом реального сектора экономики страны», - добавил министр.



«Наряду с этим в рамках регулирования финансовой политики




предлагается исключить норму, регулирующую стоимость обучения в вузах на платной основе




Данная поправка направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования, в том числе относящихся к социально уязвимым слоям населения.



Это ключевые изменения.



Законопроект согласован с госорганами. На сегодня проект закона рассмотрен депутатами парламента, в него внесено около 150 поправок, многие концептуальные поправки уже рассмотрены. Еще ряд поправок находится на согласовании у госорганов», - заключил глава Министерства образования и науки Республики Казахстан.



Этот законопроект осуществляется не только в рамках плана нации “100 конкретных шагов”, но и




в корне меняет отношение вузов к обучению




Сейчас, когда идет активная работа по переводу научных трудов в рамках подпрограммы “100 новых учебников” инициативной статьи главы государства “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”, это становится особенно важным.



Теперь у вузов появится возможность самостоятельно определять для студентов необходимую литературу по гуманитарным дисциплинам.




Это большой прорыв для высшего образования в Казахстане




В мире давно действует практика академической свободы. Университеты, которые заработали себе мировые имена, действуют именно в таком формате. Теперь у высших учебных заведений Республики Казахстан есть шанс выйти на мировой уровень, подготавливая первоклассных специалистов, и привлечь еще большее количество иностранных студентов не только по обмену, но и для получения образования в целом.


Ruh.kz
sputniknews.kz