30 Ноября, 2018
Баласагун - память о предках

В рамках проекта «Сакральная география» программной статьи «Рухани жаңғыру» редакция портала Ruh.kz подготовила статью об одном из древних городов, с которым неразрывно связана история Казахстана.


Информация о средневековом городе Баласагун встречается в письменности XI века, о нем пишет сельджукский везир Низам ал-Мульк, как о столичном городе одного из уделов Караханидского государства. В рассказе автора говорится о том, что Баласагун завоевали неверные тюрки (караханиды) еще до 943 года, после чего они приняли ислам.



Позже, если верить ал-Макдиси, Баласагун был достаточно большим городом в котором были созданы хорошие условия для жизни. По информации тюркского филолога Махмуда Кашгарского Баласагун имеет несколько названий: Куз-Улуш и Куз-Урду. Кашгарский пишет, что люди, населявшие Баласагун говорили на согдийском и тюркском языках. Жителей Баласагуна называли сугдаг, они из Согда, но при этом внешне очень напоминали тюрков и следовали их обычаям и традициям.



В XII веке Баласаагун был завоеван каракитаями, но в начале XIII века их войска разгромлены хорезмшахом Мухаммадом, после чего жители Баласагуна не впустили каракитаев в город. Но в следствии длительной осады город все-таки взяли штурмом и разграбили. По информации разных источников в этот период было убито около 47 тысяч человек. Через несколько лет в город пришли монголы и взяли его без боя. Его назвали «Гобалык», что в переводе означает «Хороший город».



Во времена пребывания в городе монголов, упоминаний о нем в источниках не встречается, как и в рассказах о походах Тимура в Моголистан. Написавший географическоое сочинение "Бахр ал-асрар" ("Море тайн"), проживавший в XVII в. Махмуд ибн Вали упоминал в своих трудах, что Баласагун один из городов Туркестанзамина. Он был известен как Моголистан. До пришествия монголов его населяли исключительно мусульмане. Здесь проживали люди, ставшие впоследствии известными учеными.



По словам Мустауфи, Баласагун – большая страна с богатой природой; из шестого - седьмого климатов. Он отмечает, что в Баласагуне достаточно холодно. В летописях упоминается о том, что крепостная стена города в ширину бола около двух с половиной гязов. В городе насчитывалось около сорока соборных и двухсот будничных мечетей, а также порядка двадцать ханака и десять медресе. Мустауфи пишет, что это был процветающий и красивый город со всеми благами, пока в него не пришли монголы и не вмешались в его уклад. После пришествия монголов город был опустошен и пришел в упадок.



Один из путешественников, кашгарец, сообщал при написании книги в Балхе, что правитель Кашгара вторгся в Моголистан для того, чтобы осудить и наказать калмыков. После двух месяцев путешествия с востока на север они обнаружили местность. Здесь над песком местами виднелись крыши высоких зданий: минаретов, дворцов, арок, медресе. Они были заметны на расстоянии четырех фарсангов. Продолжив свой путь они увидели калмыков и вступили с ними в бой. Взяв в плен множество неверных на обратном пути дойдя до местности, где были обнаружены остатки строений, пленных спросили, что здесь было. Они сообщили что им известно то, что на этом месте когда-то был город, которыйназывали Баласагун. В этом краю это был один из красивейших городов в этом краю.



Исследователи приводят данные о том, что Баласагун упоминается в письменности намного раньше. Информация о нем появлялась в источниках, датируемых серединой VIII века.



Географы средневековья в своих писаниях упоминали об одном из селений Семиречья, именуемом как "Беклиг" ("Беклелиг"). Название этого города по-согдийски произносится "Семекна". Глава поселения был обладателем титула Бадан-Сангу, на тюркском звучит как Иинал-тегин. В его подчинении было 3000 воинов, вместе с тем город выставлял 7000 воинов. Между селением Беклиг (Беклелиг или Семекна) и городом Баласагун есть множество сходств, поэтому считается, что в источниках того времени речь идет об одном и том же населенном пункте. Это объясняется в первую очередь тем, что "Беклиг", созвучно со словом "балык", что на тюркском языке обозначает слово «город». С.П. Толстой, проанализировав слово "балык" и слово "Баласагун", которое по его мнению, как и монгольская форма "Balgasun" означает "город", пришел к выводу, что это одно и то же селение.



Считается, что месторасположение Баласагуна находится вблизи Токмака в Кыргызстане. По мнению некоторых исследователей, это и есть городище Буран.  Об этом сообщают кыргызские археологи. На этом месте воссозданы мусульманские мавзолеи, баня. Вместе с сохранившимся минаретом соборной мечети Х-ХП веков это подтверждает то, что именно здесь располагался столичный город Караханидского государства Баласагуна.



Баласагун (или Баласагын) является очень значимым пунктом в числе городов Великого Шелкового Пути. В средние века он достиг пика своего процветания. Исследования ученых говорят о том, что Баласагун имел настолько крепкую репутацию, что даже Чингизхан, покоривший город в XIII веке, не осмелился его уничтожить. Однако через сто лет в XIV веке город перестал существовать. 



Сегодня в рамках проекта ЮНЕСКО, направленного на сохранение памятников Великого Шелкового Пути, остатки Баласагуна восстанавливают. Вероятнее всего, городище Балагасун, находящееся вблизи села Буран, будет одним из ключевых пунктов, в туристических маршрутах по киргизскому участку Великого Шелкового Пути. 



В наши дни символом городища, его визитной карточкой является Башня Бурана. Этот один из древнейших в Средней Азии минаретов, достигающий в высоту 45-метровой отметки, датируемый XI веком.



 


Ruh.kz