30 Марта, 2019
Сохраняя фольклорные традиции

Фольклор будет жить вечно, считает наш герой. Правда, для этого его нужно изучать, беречь и передать будущему поколению в первозданном виде. Такого мнения придерживается человек, искренне любящий свое дело, внесший весомый вклад в сохранение историко-культурного наследия Восточно-Казахстанской области – Александр Андреевич Яковлев.  


        Среда, в которой вырос наш собеседник, сформировала его убеждения, мораль и интересы. Он родился в 1957 году в предгорьях Южного Алтая, почти у самого истока реки Ульбы, в селе Бутаково. С ранних лет Александра Яковлева окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Традиции и обряды, передававшиеся из поколения в поколение, были для него воплощением истории и жизни родного народа. Родители, соседи Александра Андреевича придерживались крестьянского уклада жизни.



– До сих пор помню теплоту печи, аромат и вкус домашнего хлеба и пирогов, бабушкин сундук, доверху заполненный старинными сарафанами, вышитыми рубахами, искусно вытканными поясами, – мысленно вернулся в прошлое мой собеседник. – Вспоминаются услышанные в детстве сказки, протяжные песни и народные гуляния.



Играй, Сашка, играй



Народная музыка — особенная. В ней заложена душа народа, которая вкладывалась туда веками. Песня помогала в работе, сопровождала в радости, утешала в горе. В родительском доме будущего руководителя фольклорно-этнографического ансамбля «Бастеньки» она звучала всегда. Часто можно было услышать и частушки, запевки.



– В детстве мне нравилось слушать, как играет гармошка. Поэтому решил самостоятельно освоить этот инструмент. Все получилось. Когда я пел и играл на нем, моя бабушка Пестимея любила повторять: «Играй, Сашка, играй. Будет тебе на кусок хлеба в старости», – с теплотой вспоминает Александр Яковлев.



В некотором смысле слова бабушки Пестимеи сбылись. Любимый внук свою жизнь посвятил служению традиционной культуре, ее сохранению, изучению и популяризации.





Про «Бастеньки»



С ансамблем «Бастеньки», который был создан в 1988 году, мне посчастливилось познакомиться в канун его 25-летия. Со знаменательной датой  юбиляра приехали поздравить творческие коллективы из разных уголков Казахстана и России. Среди почетных гостей был и семейный фольклорно-этнографический ансамбль «Радоница».



– Мы приехали из Новосибирска, – рассказала тогда руководитель «Радоницы» Наталья Кутафина. – Не каждый художественный коллектив доживет до 25-летия, что уж говорить о фольклорном. В этом есть большая заслуга Александра Андреевича, который сумел объединить творческих людей на долгие годы. В настоящее время мы можем видеть перед собой мудрых, состоявшихся учителей, на которых равняются дети.



«Бастеньки» возрождает традиции русских крестьян-старообрядцев, проживающих на территории Восточного Казахстана. Сегодня ансамбль хорошо знают и любят не только в родном регионе, но и далеко за его пределами. Он является постоянным участником многих фольклорных фестивалей, проводимых в стране и за рубежом. Так что свое название («баский» - значит красивый, видный пригожий) за свою творческую жизнь оправдывал не раз.



– Ансамбль представлял Казахстан в Индии, Литве, Китае. В 2012 году нас пригласили в Общественную палату России, где поднимался вопрос сохранения традиционного наследия. Данным фактом мы очень гордимся. Ведь всего было пять коллективов: три из России, один из Грузии и только мы из Казахстана, – отмечает заведующий отделом русской этнографии Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника,  председатель областного славянского этнокультурного объединения, член Российского фольклорного союза, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Бастеньки» Александр Яковлев. – «Бастеньки» были лауреатами и в фестивале «Живая традиция», гала-концерт которого проходил в храме Христа Спасителя. Также наш  ансамбль становился участником первого международного фестиваля «Играй, гармонь!».





Большинство народных песен сейчас уже невозможно услышать. Не дать им умолкнуть навеки, продлить их жизнь - в этом видят свою основную задачу участники коллектива. Они уверены, что научиться петь по-«ранешнему», то есть в старинной манере, можно непосредственно слушая оригинальное звучание самих исполнителей. Общение со старожилами позволяет участникам глубже прочувствовать песню  и окунуться в историю фольклора.



– Бабушки поют песни так, как подсказывает им  сердце. Раньше ведь не знали, что такое ноты, – рассказывает Александр Яковлев. – Мы всегда внимательно слушаем их, стараемся запомнить все нюансы. Бывает, они рукой махнут или ногой притопнут. Все движения стараемся запомнить, ничего не упустить, чтобы потом воспроизвести в своих выступлениях. Это очень важный процесс, потому что народные исполнители поют не для красоты звучания, всю душу песне отдают. Весь материал пропускают через себя. 



Участниками  фольклорно-этнографического ансамбля «Бастеньки» собран огромный научный материал по песенному фольклору, обрядам и народным обычаям.  Они занимались собирательской деятельностью в селах Катон-Карагайского, Зыряновского и Глубоковского районов. Коробиха, Маяк, Новокрестьянка, Соловьёво,  Солдатово, Снегирево, Северное, Тургусун, Черемшанка – это далеко не все населенные пункты, где побывал коллектив. 



– Необходимо быстрее записывать фольклор. К сожалению, время неумолимо летит, старшее поколение уходит, дорог каждый год, каждый месяц, – говорит Александр Андреевич. – Поэтому всегда, при возможности, на собственные средства или средства спонсоров, мы выезжаем в экспедиции. Очень плодотворной оказалась одна из поездкок в село Бобровка Глубоковского района, где проживают потомки старообрядцев - поляков и казаков. Живя вблизи города, местные жители сумели сохранить немало старинных песен. Записанный фольклорный материал служит источником наших творческих проектов. Песни разучиваются, входят в  репертуар и служат основой для составления программ выступлений,  различающихся в зависимости от категории слушателей, представлении того или иного   календарного праздника, семейного или календарного обряда, события или юбилея. Информационный материал о народных календарных праздниках используется при подготовке участия  ансамбля в народных праздниках, внося живость, самобытность, региональность в праздничные программы.  





Фестиваль «Беловодье»



С 2001 года в области под руководством героя моего материала проводится международный Казахстанско-Российский фестиваль традиционного фольклора «Беловодье». Сейчас он стал своего рода визитной карточкой региона. Его особенностью является творческая глубина и в какой-то степени научность. Участникам  запрещено использование любых фонограмм, допускается только живое исполнение.



– Отрадно, что наши местные ансамбли с каждым участием растут в фольклорном плане. Просто в первые годы, можно сказать, собирались коллективы художественной самодеятельности, – поясняет Александр Яковлев. – Они исполняли песни, услышанные по радио или еще где-нибудь. Конечно, материалы немного обрабатывались, но всё-таки это было не то, что от них ждали. Сейчас такого нет.



– В фестивале «Беловодье» всегда стараемся принять участие. Специально приезжаем из Алматы. Здесь можно познакомиться со множеством интересных, творческих и талантливых людей, которые занимаются сохранением самобытного искусства, – поведала мне в одном из интервью руководитель фольклорного ансамбля «Зори Семиречья» Татьяна Трубачева. –  Подобных мероприятий мы видели много, но ни одно из них не проводилось на столь высоком уровне. Зрители на Востоке страны очень благодарные. Запомнился дедушка в местном Доме престарелых, который плакал, слушая нас.



 Впервые на фестивале я побывала в 2013 году. Будучи корреспондентом областного телевидения приехала снимать сюжет о данном мероприятии. Чтобы лучше прочувствовать материал, решила  окунуться в атмосферу всеобщего веселья. Прилив эмоций заставил меня позабыть обо всем. (Работу свою, конечно же, выполнила). Казалось, будто на время перенеся в далекие времена, когда молодежь собиралась вместе на вечерке, чтобы развлечься: поводить хороводы, поплясать, поиграть в игры. Как говорится, все хорошее когда-нибудь кончается. Уходить с «полянки» не хотелось. Однако, чувство того, что вновь стану частью этого праздника жизни, не покидало меня. И как оказалось не зря…



Сохранить фольклор всех народов Казахстана



  - В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отмечена важность сохранения своей культуры, собственного национального кода. Там говорится: «Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, - одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».  В связи с этим мне бы хотелось создать проект по сохранению фольклора всех народов республики, – делится своими планами заведующий отделом русской этнографии Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника,  председатель областного славянского этнокультурного объединения, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля «Бастеньки». – Фольклор всех народов знать невозможно. Но я надеюсь, что полученный мною опыт пригодится людям.



При необходимости Александр Яковлев готов оказать и практическую помощь. К примеру, в организации фестивалей, участники которых будут исполнять аутентичный фольклор. Ведь он считает, что народные песни не должны подлежать стилизации и обработке.



– Культура каждого народа самобытна и прекрасна, – говорит  Александр Андреевич. – Почему народная культура хороша? Да потому, что веками все некачественное отсеивалось, отбиралось самое лучшее. Его-то мы и должны сохранить, передать будущему поколению в первозданном виде.




Малика Галиева
Ruh.kz
из личного архива Александра Яковлева