23 Сентября, 2018
Главное процесс, а не результат: как работают японцы

Самое интересные методики работы разобрала редакция портала Ruh.kz для своих читателей. 


Редакция портала Ruh.kz решила разобраться почему же Япония так быстро из закрытой для внешнего мира страны превратилась в одну из лучших в мире. В чем секрет японцев? На что они делают упор? В рамках программной статьи “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания” Казахстан встал на путь, в конце которого планирует оказаться в числе 30 лучших стран мира. Поэтому стоит разобраться и понять, с кого же стоит брать пример, а на чьих ошибках нужно учиться. Япония занимает 4 место в мире в списке самых развитых стран. Казахстан же поставил себе цель войти в число 30 лучших стран мира по развитию. 



Чем же так хороши японцы и в чем так сильно отличаются от нас? На самом деле их образ жизни, мышление и способы самовыражения зачастую повергают в шок тех, кто привык к европейскому укладу жизни. 



Например, Марат Вышегородцев делится в своем Twitter аккаунте о корпоративной культуре Японии, он рассказывает довольно странные и необычные вещи, будь то "пожизненный" найм или глобальная переписка на 3500 тысяч сотрудников.  



Но так ли плохо то, чем пугает своих подписчиков Марат? Давайте посмотрим на все объективно. 



Жестокий e-mail 



Первое и самое непривычное с чем столкнулся Марат оказалась e-mail переписка.  По его словам, в Японии она затрагивает практически все области по любым вопросам. Вот, как он выразился по этому поводу; 




"...или 150 строк клише-текста в заголовке имейла, где-то в середине одна строчка по сути, потом 150 строк клише заключения и подписи со всеми регалиями." 




Все письма японцев похожи друг на друга, таким образом примерно содержание писем можно довольно быстро предсказать. Искусство этого способа написания писем необычно для нас. Как шутит Марат: японцы искренне верят, что иностранцу постичь СОНКЕЙГО (вежливость) невозможно чисто генетически. 



Шутки шутками, но на самом деле это устоявшиеся традиции. Япония - это страна востока, вежливости и такта. На самом деле, данный способ общения, несмотря на формальность, показывает внутреннее взаимоуважение людей внутри страны. Конечно, с непривычки это может раздражать, но для них это стандартное отношение друг к другу, которое проявляется не только в e-mail переписках. Японцы стараются относится друг к другу так, как хотели бы, чтобы относились к ним. И система работает! На взаимоуважение выстраиваются самые долгосрочные отношения, а в бизнесе это играет существенную роль. 



Японцы любят отправлять свои файлы в архиве с паролем, который высылают другим следующим письмом. 




"Классика жанра: скриншот, вставленный в эксель, сжатый в архив с паролем, пароль в другом письме. Яйцо в утке, игла в яйце. Если японцу нужно получить данные в структурированном виде, он шлет вам ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭКСЕЛЬ ТАБЛИЦУ с формой на заполнение." 




Здесь тоже стоит подивиться привычкам японцев. У них просто вошло в привычку хранить информацию. Если обратится к истории, то известно, что в свое время Япония была закрытым государством. Однако каких-то мер предосторожности нам, видимо, не суждено понять. Япония - страна загадок. 



Чтобы собрать и познакомиться со всеми существующими особенностями ведения онлайн-переписки, то нужно просто поработать в одной японской компании. Помимо всего вышеперечисленного, японцы обожают массовые рассылки, обязательно с пометкой «очень важно» или «требуется ответ», потому что они уважают свое дело и совершенно не приемлемо принижение важности того или иного события. 



Причем могут переслать следом множество раз, потому что они достаточно ответственны, и боятся, что письмо не дойдет до адресата. Некоторые отдельные японцы, которые относятся к этому делу довольно серьезно, «автоматизируют» процесс трудом низкооплачиваемых почасовых сотрудников. 




"Например, на прошлой работе Марата одна такая сотрудница вела Excel файл с 3500+ сотрудниками и каждый день (!) пересылала почту всем, кто не прошел онлайн обучение, которую разработал ее отдел. И все вручную, каждый день не ленясь, отмечала всех тех, кто прошел. Это длилось целый месяц! И потом на второй месяц она добавила линейного начальника в копию письма. В Excel файле появилась еще одна колонка «ответил ли начальник”. 




Ответственность к работе возмущает тех, кто привык быть в расслабленном состоянии. Япония же славится невероятным трудоголизмом. Японцы действительно умеют работать и выполняют свои задачи качественно. Здесь не удивляться нужно, а брать на заметку. Сколько повисших задач у вас по службе из-за того, что вы не получили ответа? А так ежедневно бы отправляли вежливые письма на почту и таких бы простоев не было. 



Переговоры, рабочий этикет и странный управитель 



Когда японец проигрывает в переговорах, то его любимый аргумент:: «ну, у нас в Японии так не принято». Марат говорит, что это не правда, и что если японец так говорит, то вполне возможно, что у них так и принято, но тем не менее, японцы такое говорят достаточно часто. 



В той же предыдущей компании, рассказывает Марат, CEO компании повелел ввести английский язык главным и обязательным во всем делопроизводстве компании. Моментальные последствия не заставили себя ждать, потому что большинство достаточно профессиональных инженеров перешли в другие компании. Особенно иронично, что отдел Facebook в Японии ведет всю работу на японском, туда большинство этих инженеров и ушло. 



Однако CEO совершил множество ошибок в исполнении своей инициативы, он совсем не вложился в подготовку сотрудников к этому нововведению и даже никого не предупреждал. Однако его главное требование для оценки знания английского был результат TOEIC на 800 баллов, а если балл ниже, то происходило урезание зарплаты. Остались работать в этой компании с такими условиями только те, которые не решались перейти на другое рабочее место, к тому же в Японии совершенно не принято менять работу, и фактически здесь все японцы пытаются держаться за одно рабочее место. У этого есть даже специальный термин: «пожизненный найм» (終身雇用). 



И снова повод взять пример со страны. Представляете? Никакой утечки кадров, потому что в стране не принято менять работу. Поэтому японские компании и показывают такую успешную производительность. Команда там собирается и срабатывается годами. 



И еще множество других корпоративных странностей, которые нужно перенимать 



Интересными в японской современной культуре анкеты при регистрации на любом сайте Страны Восходящего Солнца. Не верите? Смотрите сами: 



— Имя иероглифами 



— Фамилия иероглифами 



— Имя хираганой 



— Фамилия хираганой 



— email 



— email еще раз, на случай если ты ошибся в первый 



— телефон мобильный 



— телефон стационарный 



— почтовый индекс 



— адрес, только японскими символами 



— название дома, в котором ты живешь (тут у всех многоквартирных домов есть названия) 



— номер кредитной карты, обязательно поле для ввода разбито на 4 части, чтобы автозаполнение не работало 



— секретный вопрос на японском 



— ответ на него только хираганой 



— дата рождения 



— секретный код для телефонного банкинга (если это банк) 



— секретный код для мобильного приложения (пин-код из  4-6 цифр) 



Но это издержки опять же исторической закрытости нации. Попытка сохранить свои данные и предотвратить утечку личной информации не должна восприниматься в штыки. Но, в плане удобства такая модель заполнения проигрывает привычным для нас. Но мы и трудолюбием, и усердием еще не догнали жителей Японии. 



Иностранцам особенно непривычно принимать необычное явление у японцев под названием «нэмаваси». Это примерно происходит так: японцы зовут тебя на деловую встречу с предлогом спросить тебя о твоем мнении насчет какой-либо задачи, но по факту это всегда не имеет значения.  



В Казахстане тоже есть определенные бизнес-традиции, которые могут удивить многих иностранцев. А в Японии традиция простая - решать все серьезные вопросы за едой, на встречи зовут для сообщения решения. 



Возможно ли влиять на японцев и их странные привычки 



Вполне возможно, если вы намерены всерьез бороться с неэффективными способами работы. Марат рассказывает, что если появится у вас какое-либо предложение, например, «давайте заменим эксель на google forms хотя бы?», то сначала надо будет долго и упорно, и еще более деликатно, наставлять всех коллег на эту мысль, еще лучше это сделать за рабочим обедом. И уже потом только идти на совещание и обсуждать этот вопрос. 



И интересное наблюдение, которое определяет разницу между западными компаниями и японскими. Они работают по принципу вычитания зарплаты, когда западные по прибавление. Иначе говоря, ожидаемая зарплата японского работника в начале месяца это 100%, а потом идет на убыль, когда у западных 0% это точка отсчета и в зависимости от результатов, повышается до определенного уровня. В общем, если есть ошибки, то зарплаты будет меньше. 



Так или иначе, редакция портала Ruh.kz советует запомнить странные особенности работы японских компаний, потому что их странность в конечном итоге выливается в успех. Сегодня перед казахстанцами стоит задача развить в себе навыки конкурентоспособности и прагматизма, а японцы - это самая конкурентоспособная нация в мире. Они готовы соперничать за первенство на мировом рынке практически во всех сферах: начиная от медицины, заканчивая разработкой смартфонов. В рамках реализации программной статьи “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания” необходимо знакомиться с механикой выстраивания работы развитых стран. 


Ruh.kz
johnrieber.files.wordpress.com