30 Июня, 2018
Взгляд снизу: «Рухани жангыру», система образования и казахстанские вузы глазами студентов

Мы пообщались с выпускниками двух вузов и узнали много интересного.


Наша редакция решила узнать мнение тех, на кого мы возлагаем надежды в будущем. Именно в руках сегодняшних студентов реализация конкурентоспособного облика казахстанца.



Интервью с выпускником КБТУ



Редакция Ruh.kz пообщалась с очень интересным молодым человеком, который несмотря на юный возраст имеет свою точку зрения по многим вопросам. Виталий Морозов рассказал и о том, какой трудной может быть учеба, и как непонятно рассказывают о многих вещах. Недостатки и преимущества системы образования глазами человека, который полностью в нее погружен.



- Где ты учишься и на кого, почему сделал именно такой выбор?



- Я учусь в КБТУ (Казахстанско-Британский Технический Университет) на специальности «Нефтегазовое дело». Выбрал специализацию «Проектирование трубопроводов и сооружений». Другие студенты и преподаватели называют нас непосредственно «проектировщиками».



Сам я из Северо-Казахстанской области и в Алматы попал неслучайно: последние несколько лет перед поступлением разговоры были только о юге и Алматы, в особенности о КБТУ. Моим родителям порекомендовали этот вуз и привели в пример выпускников, которые показывали блестящие знания и работали в именитых компаниях. Это их крепко зацепило: наверняка они уже тогда представляли меня в будущем таким же подкованным и серьезным специалистом.



У меня были мысли поступать в КазУМОиМЯ на регионоведение, потому что тогда я немного увлекался политикой и этнокультурой. Сейчас внимание к политике заметно поутихло, но страсть к изучению этнических особенностей народов, в особенности западной и северной Европы, засела только глубже. У меня даже есть несколько собственных ненаучных статей по этим темам.



К счастью, меня отговорили, и это было разумным решением, ведь КБТУ как университет действительно лучше. Было желание поступить на программиста, но я совсем не был уверен, что именно мне тогда было нужно. Потому что, как оно обычно бывает, если ты не можешь выбрать сам, выберут за тебя. Так я поступил на нефтегаз.



- Чем ты будешь заниматься в будущем и почему?



- Уже на первом курсе я встретил много таких же молодых людей, как и я, также не совсем понимающих, куда их закинула жизнь и зачем. Я писал прозу в организованный нами художественный журнал и участвовал в организации киноклуба КБТУ.



Сначала это были уютные небольшие посиделки в маленьких кабинетах за произведениями новой французской волны. Позже на наши встречи мы стали приглашать алматинцев. Еще позже, в последний сезон, приглашали также казахстанских режиссеров с их собственными работами. Дискуссии меня завлекали, а после самих встреч я мог часами без остановки беседовать с моей девушкой о том, что там вообще произошло и как это все вместе связано.



Что-то предвещало перемены. Не так давно, чуть больше полугода назад, я ходил на несколько лекций организации «Интеллекции», одной из тем которой был Серебряный век. Казалось бы, как можно связать Серебряный век и мои собственные сомнения в будущем?



Как я понял, тогда были подняты вопросы об искусстве элит и искусства для народа. Интеллигенция развивала литературу, однако все произведения были оторванными от реальности: искусство ради искусства. И некоторые авторы, такие как Блок, пытались осознать, к чему это ведет и зачем все они сидят в подполье, вместо того чтобы соприкасаться с кажущейся действительностью. Вместо игры со звучанием нужно было работать с формой.



Это потрясло меня. Чуть позже всех этих открытий в моей жизни произошло много неприятных событий, которые потребовали от меня пересмотра отношения к жизни. Я встретил особенного человека, который мне помог: он попросил «остановиться» и честно спросить себя, чем хочу заниматься?



Именно тогда я смог наконец дать себе ответ, что мне нужно заниматься кино. Именно тогда я твердо решил, что стану профессиональным режиссером. Кино – это та форма, которая наиболее современна и соприкасается с человеком.



Я был тем самым парнем, который прятался в подвальчике и играл как ребенок. Работал только с тем материалом, который уже был на руках, боясь выхода за привычные мне рамки. Построил песочный замок, и счастливый, приглашал туда поиграть друзей вместо того чтобы строить дом, в котором можно жить.



Теперь я признаю себя. В последнее время меня чаще посещают мысли, что в школах необходимо уделять больше внимания профессиональной ориентации. Причем это должны быть не профессиональные тесты, а долгая и рассудительная индивидуальная работа с каждым ребенком. Эта замечательная идея сталкивается с суровой реальностью, ведь на такое большое количество учеников специалистов не найдется.



Потому предполагаю, что в будущем ситуацию спасет целиком пронизывающая культура осознанности детей перед взрослой жизнью. Отлично будет, когда в том же кино поднимутся темы взросления, а дома родители будут серьезно разговаривать со своими детьми об их будущем и выводить их на откровенный честный разговор.



Причем это совсем не разговор о цели всей жизни, потому что она может меняться на всем ее протяжении. Но выбрать твердо, чем ребенок будет увлеченно и сознательно заниматься, в наш век это вопрос большой важности и ответственности.



- Какая твоя самая большая мечта?



Быть экспертом и настоящим профессионалом. Моя главная мотивация – не просто знать свое дело, но расширять его и развивать. При этом надо оставаться человеком, семьянином, другом. Голову сохранить в таком направлении сложновато, так что я уже держу это в фокусе и внимании.



- Ты знаешь, что такое "Рухани жангыру"? Какое внимание уделялось этому в университете?



В университете говорят только на лекциях и только по предмету изучения, поэтому узнавал об этом сам и всегда случайно. Пару раз видел баннеры с разноцветной птицей, о ней же недавно читал новость, что, возможно, лого было скопировано, но в итоге все равно по факту это не плагиат, ведь похож только стиль. Это не банкнота в 500 тенге.



Самое запоминающееся, что я слышал и что меня до сих пор не оставляет в покое – это «модернизация сознания». На первый взгляд, это звучит предельно абсурдно: видимо, люди стали роботами, а винтики в голове можно подкрутить. Однако если углубиться в изучение вопроса, становится ясно, что цель диктуется благая - привить идеи для объединения общества. Однозначно, что в первую очередь нужно работать эффективнее, причем всем без исключений…



На самом деле, серьезная проблема лежит именно в информативности. В рассылках What’sApp не делятся информацией о «Рухани жангыру», зато часто всплывают фейки, и люди все еще верят такому.



Нет единого информационного поля, поэтому если у человека нет прямого собственного интереса к правительственным программам, он вряд ли будет об этом знать. Мне кажется, нужна более масштабная агитация, необходимо работать с упором на охват населения.



- Готов ли ты к переходу на латиницу? Сложно ли будет переучиться? Хорошо знаешь казахский?



Даже не знаю, как относиться к переходу на латиницу. Сформированного мнения на этот счет нет, но лично мне это представляется дополнительной преградой к изучению языка. Я из северного Казахстана, и там где я жил, казахский знали единицы. Казахоязычного фона для изучения у меня соответственно никогда не было, а в вузе уже было не до этого. Сейчас я жалею об этом, потому что недооценивал объем казахской литературы и другого контента в интернете.



- Какой был самый любимый предмет в школе и почему?



- Я не помню, чтобы меня школа смогла увлечь. Я был больше предоставлен сам себе – если ранняя школа, то это бесконечный мир фантазий, а если средняя и старшая – то чтение разных статей и книг. Жаль только, что интернет нам поздновато завезли.



Моя сестренка учится как раз в 5-м классе, и я не понаслышке знаком с новой экспериментальной системой обучения. Мне нравилось как нововведение отказ от системы оценивания, пока не осознал, что оценки вовсе не отменили, а перенесли на конец четверти.



Знания ребенка все еще поддаются «стандартизации» от 1 до 5, и берется это исходя из результатов тестов и контрольных. Если раньше была ЕНТориентированность, теперь к этому добавилась еще СОЧ\СОРориентированность. Готовится армия работников, которые готовы только к аттестациям, а между этим они куда-то пропадают… Я утрирую, но только для того, чтобы вы обратили внимание.



Каким бы замечательным нововведение не было, оно сталкивается с жестокой действительностью. По задумке, дети должны были быть свободны в выборе собственных занятий, но в итоге им нужно регулярно готовиться к контрольным и испытывать жуткий стресс при их написании. Наша семья за целый год обучения не поняла преимущества новой системы.



- Какая стипендия? Ты работаешь параллельно?



- Я поступил сразу на платную основу без стипендии. Чтобы расплатиться с долгами из-за учебы, я параллельно работаю, а так как долг всегда дело срочное, работать приходится не совсем с моими мечтами. К счастью, я смог найти дело, которым мне интересно заниматься. Работаю удаленно на фрилансе по SMM (Social Media Marketing), больше специализируюсь на генерации контента.



- Трудно совмещать учебу и работу, как это влияет на успеваемость?



Фриланс отлично подходит для студентов, только требуется тщательный тайм-менеджмент.



- Спасибо за интервью!



Интервью с выпускницей КазГосЖенПу



Также в рамках программной статьи «Рухани жангыру» мы поговорили со студенткой-выпускницей КазГосЖенПу Лией Ахмадуллиной. Девушка приехала учиться в Алматы четыре года назад из города Жетысай. Она заканчивает учебу на факультете казахской филологии и мировых языков, изучает английский и персидский языки. Стремление учиться и желание стать профессионалом заставили ее переехать в мегаполис.



- Расскажи о своей учебе.



Я уже заканчиваю университет, стала филологом, преподавателем английского языка. Обязательно пойду на магистратуру, скорее всего на переводческое дело.



- Ты планируешь оставаться в Казахстане?



Пока что я не планирую никуда уезжать. Надежда на то, что у нас в стране в скором времени все изменится, теплится в моей душе. Все-таки это моя страна, моя Родина. Я здесь родилась и живу всю свою жизнь.



- Какая твоя самая большая мечта?



Наверное, забавно, но я считаю, что мечта - это такая вещь, которая никогда не должна сбыться. Это должно быть что-то далекое и абсолютно невозможное. Главное - это цели. Вот к ним нужно идти, стремиться и делать все, чтобы их добиться.



Мои цели - это закончить магистратуру и для начала найти подходящую работу. Такую, чтобы нравилась и не вызывала каких-либо трудностей. А еще очень важно любить то дело, которым ты занимаешься.



- Ты знаешь, что такое "Рухани жангыру"? Какое внимание уделялось этому в университете?



- «Рухани Жангыру» - это программная статья главы государства, которая ориентирована на возрождение национальной культуры с учетом всего происходящего вокруг. Да, в университете говорили как-то о ней, также шла речь и о других проектах. Проект “Туган Жер” также показался мне очень важным и интересным.



- Готова ли ты к переходу на латиницу? Сложно ли будет переучиться? Хорошо знаешь казахский?



- Думаю, да, с переходом на латиницу лично у меня возникнут проблемы. Переучиваться будет сложно, но тут вопрос можно поставить по-другому: а буду ли я переучиваться? Мне этого совсем не хочется. Мне нравился казахский язык до всех этих переводов на латиницу. Ведь когда произойдет окончательный переход, я не сразу смогу писать, хотя умела всю жизнь.



- Какой самый любимый предмет в университете и почему?



- В университете у меня английская филология, и я ее люблю очень сильно. Вообще, люблю английскую литературу. У них история очень интересная, поэтому приятно отслеживать ее в различных произведениях, ведь история проглядывается не только в сюжете, но и в языке написания.



- Хотела бы в будущем открыть свой бизнес? Если да, то в каком направлении себя видишь?



- Возможно, хотела бы. Забавно, но в последнее время я задумываюсь о втором высшем образовании. Хочу поступить в медицинский университет, меня стала очень сильно интересовать медицина. Поэтому может быть я хотела бы в будущем открыть свой медицинский центр или стоматологический кабинет. Было бы здорово.



- Какая стипендия? Ты работаешь параллельно?



- Стипендии у меня нет, так как я учусь на платном отделении. Да, конечно, работаю с первого курса, и работаю, можно сказать, по специальности. Я переводчик, перевожу абсолютно все, но в основном медицинскую литературу.



- Трудно совмещать учебу и работу? Как это влияет на успеваемость?



- Совмещать... ну, мне повезло, что моя работа удаленная. Я могу заниматься ею где угодно, главное, чтобы у меня был ноутбук и интернет. Поэтому особо сложностей с этим я совсем не испытываю. Работаю, когда прихожу домой. Если объемы большие, иногда приходится сидеть всю ночь. На мою успеваемость это не влияет никак, я учусь очень хорошо. Даже могу сказать, что работа влияет на мою успеваемость только положительно. Это ведь постоянный языковой тренинг.



- Спасибо!



Интересно, что взгляды обоих наших собеседников одновременно и схожи, и различны. Но на то оно и личное мнение.



В заключение редакция Ruh.kz хотела бы отметить, что на реализацию программной статьи "Рухани жангыру" направлено много сил и средств. Сегодня мы уже можем отметить изменения лучшую сторону и сказать, что модернизация общественного сознания идет по задуманной президентом схеме. Но стоит прислушаться и к мнению со стороны, ведь кто как не молодые люди, студенты могут помочь вовремя увидеть недоработки и внести свои коррективы. В любом случае, они имеют право смело говорить о том, что не устраивает, и предлагать свои варианты решений.



В рамках «Рухани жангыру» наше общество стремится к формированию конкурентоспособности, поэтому особенно интересно и полезно общаться с именно представителями молодежи. Ведь она показывает уже совсем иной формат мышления и восприятия.


Ruh.kz