Шымкент на передовой. Здесь и учебники электронные, и пациенты оцифрованы. Подробно об этом рассказал аким Южно-Казахстанской области Жансеит Туймебаев.
Успешная реализация государственноой программы “Цифровой Казахстан” в рамках программной статьи “Рухани жангыру” набирает новые обороты в регионе. В частности, глава области доложил о проектах в сфере цифровизации образования, в которой ЮКО определена пилотным регионом. Это прежде всего автоматизация процессов постановки в очередь и зачисления детей в дошкольные организации, впервые реализованная в республике.
Так, на зачисление детей в детские сады в ЮКО поступило 98 172 электронных заявления, в результате 30 645 дошколят были зачислены в детские сады. Автоматизированная система внедрена во всех 459 дошкольных организациях Шымкента, показатель выполнен на 100%. Положительный опыт Шымкента предполагается распространить во всех районах и городах области.
Кроме того, в государственных школах общего среднего образования города Шымкент был автоматизирован процесс приема детей в первый класс. В завершившемся учебном году в электронном виде в 1-й класс были приняты 21 863 школьника.
Одним из шагов по обеспечению прозрачности и доступности сферы образования также стала автоматизация процесса отбора педагогического состава, для чего был запущен портал поиска работы Т-hunter. На нем размещаются все педагогические вакансии образовательных учреждений города Шымкент. Таким образом, соискатели получили возможность узнавать информацию о требующихся кадрах, отправлять свои заявки через веб-сайт и проходить открытый конкурсный отбор.
Через цифровую «биржу» было принято 2374 заявления, проведено 1010 открытых конкурсов, в итоге приняты на работу 654 кандидата. Как подчеркнул аким, это позволило сократить на 80% коррупционные риски и на 92% снизить количество жалоб. Вместе с тем вследствие появления открытой конкуренции повысилось качество педагогического состава. Начиная с сентября 2018 эту систему планируется внедрить во всех районах области.
Говоря о цифровизации в сфере здравоохранения, аким сообщил, что на сегодня в 69 поликлиниках области внедрена комплексная медицинская информационная система. Благодаря этому у населения появилась возможность получить в электронном виде такие услуги, как «вызов врача на дом», «запись на прием к врачу», «регистрация в медицинские организации».
Жансеит Туймебаев также рассказал о переводе в цифровой формат карт всех 15 районных центров, 181 сельского округа и 834 населенных пунктов, где каждый строительный объект приведен в соответствие с информационной системой «Адресный регистр». Цифровая карта включает в себя информацию об особо охраняемых природных участках, водоохранных полосах, земельных участках сельскохозяйственного назначения. На ее основе в Шымкенте уже внедрены сети доставки чистой воды и автоматизирован процесс выдачи технических условий.
Между тем на заседании была представлена далеко не вся работа региона в сфере цифровизации. Реализацией государственной программы «Цифровой Казахстан», в том числе переводом государственных услуг в электронный формат, в ЮКО занимается созданное по инициативе акима специально для этой цели управление информатизации, оказания государственных услуг и архивов.
К слову, оно появилось первым из подобных в республике. Ключевыми задачами организации этого нового управления были обозначены координация внедрения электронных услуг, автоматизация процессов во всех госучреждениях и мониторинг информационных систем в ЖКХ, здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве Южного Казахстана.
По информации управления, вторым пилотным направлением цифровизации после образования является сфера строительства. Чтобы упредить негативные настроения среди большого количества желающих получить жилье, избежать обвинений в отсутствии прозрачности процесса его распределения и коррупции местных исполнительных органов, впервые в республике была внедрена автоматизированная система распределения квартир «Жилищные отношения». Она полностью исключает возможность принятие незаконных решений. Как результат — средний срок рассмотрения заявлений снизился с 2 месяцев до 20 дней.
Следующим направлением цифровизации определено сельское хозяйство. В числе показательных цифровых предприятий в управлении называют роботизированную молочно-товарную ферму компании «Бөрте Милка», а также высокотехнологичный автоматизированный птицекомплекс «Ордабасы Кус».
Для увеличения урожайности естественных пастбищ и экономии трудовых затрат в регионе планируется реализовать проект «Умные пастбища», в результате чего ожидается увеличить поголовье скота и улучшить качество производимой продукции. До конца 2018 года планируется сделать «умными» 1,5 тыс. га пастбищ.
Кроме того, для увеличения производимой продукции, экономии поливной воды, удобрений и безопасной борьбы с сорняками внедряется система «Умный полив». В прошлом году ей было охвачено 59,1 тыс. га площадей интенсивных садов.
В области также пилотируется такое направление, как цифровизация ЖКХ. С учетом того, что важными условиями комфорта населения являются электричество, вода и тепло, для оперативного мониторинга, своевременного реагирования и устранения непредвиденных расходов в этой сфере применяются IоT-технологии. Оперативное реагирование на проблемы ЖКХ уменьшает количество обращений на 20% и создает положительный имидж местных исполнительных органов.
В частности, на сегодняшний день в пилотном режиме один район Шымкента (55 жилых домов) полностью подключен к датчикам, которые передают информацию о потреблении воды и уведомляют в случае прорыва. В этом году предполагается подключить к IоT-технологиям социально важные объекты города для отслеживания хода отопительного сезона и учета потребления коммунальных услуг.
Поступающие от датчиков данные планируется отразить в ситуационном центре акимата с привязкой к ГИС-карте. Это позволит осуществлять постоянный мониторинг качества обслуживания социальных объектов, повышать поступления налогов в бюджет, увеличить прозрачность учета и отслеживания качества оказываемых коммунальных услуг.
Цифровизация активно развивается также в сфере транспорта и безопасности. В Шымкенте 95% общественного транспорта и 100% межрайонных автобусов оснащены системой GPS. В рамках проекта «Безопасный город», по данным на начало этого года, было увеличено количество видеокамер наблюдения до 479 штук, интеллектуальных перекрестков — до 21.
Идет плановая работа по подключению шымкентских светофоров к голосовому сопровождению сигналов, а придорожных знаков на улицах и перекрестках — к питанию на солнечных батареях.
В четырех парках Шымкента планируется внедрение системы «Умное освещение», которая позволит сэкономить энергозатраты на 30% и трудозатраты на 40%.
Была внедрена автоматизированная система проката велосипедов Shymkent Bike, функционируют более 30 станций проката.
В рамках цифровизации пассажирского транспорта планируется автоматизация графиков всех маршрутов в мобильном приложении, предварительное планирование поездки, оснащение электронным табло с информацией о времени прибытия автобусов. Будет автоматизирована передача данных на информационные экраны, расположенные на остановках, и на мобильные приложения. Также предполагается внедрить систему электронного билетирования в общественном транспорте.
В этом году запланировано подключить 32 (33%) светофора к голосовому сопровождению сигналов. В результате в онлайн-режиме будет осуществляться мониторинг движения общественного транспорта, обращений граждан, контроля исполнения перевозчиками договорных обязательств, повышения культуры и безопасности вождения.
При формировании «умного» города не осталось без внимания инклюзивное общество. Для создания комфортных условий разрабатывается карта доступной среды, где для людей с особыми потребностями сформирован навигатор доступности объекта с системой автоматической оценки доступности объектов, который в свою очередь даст возможность контроля субъектов по созданию условий.
Для увеличения потока туристов было запущено мобильное приложение ON Guide. Посредством информирования через него в прошлом году туристический информационный центр Ontustik Tourism Center обслужил 3923 туриста.
Это приложение поможет считывать при помощи так называемого QR-кода цифровые паспорта, которые появились у самых известных историко-культурных памятников региона. Также внедряется VR-технология (360 градусов обзора), позволяющая осуществить тур в 3D-формате по сакральным местам с использованием технологий дополненной реальности.
В 2017 году местными исполнительными органами через ЦОНы было оказано 353,7 тысяч государственных услуг и через портал электронного правительства - 10,2 тыс. услуг. Методам получения государственных услуг в электронном формате было обучено 437 848 человек. Для повышения качества обслуживания населения одними из первых в республике были открыты фронт-офисы. В электронный формат было отсканировано 200 374 листа, оцифровано 1289 архивных дел. Для получения архивных справок через государственную корпорацию «Правительство для граждан» поступило 32 447 запросов, через веб-портал электронного правительства - 2110 запросов.