30 Мая, 2019
Холодные муки узниц АЛЖИРа

Казахстан невольно стал землей, на которой сотни человеческих жизней подверглись жесточайшим сталинским репрессиям и террору. Некоторые репрессированные смогли выстоять все невзгоды и пережить годы мучений. Но сколько невинных людей так и пали в забвение в тех страшных лагерях… не выдержав натиска, издевательств, безысходности и разлуки с родными.

1938 – 1953

Приказ НКВД СССР №00486 от 15 августа 1937 года положил начало массовым репрессиям против «ЧСИР» – членов семей изменников Родины. Именно с этого момента жизнь многих людей Советского Союза превратилась в настоящий ад. Этот приказ давал право без следствия и доказательства вины заключать под арест и направлять в лагеря в первую очередь женщин, чьи мужья, сыновья или братья были объявлены изменниками родины, и преследовались по политическим мотивам. И большинство осужденных отправляли в лагерь АЛЖИР.

0Z9A7965.jpg

АЛЖИР – акмолинский лагерь жен изменников Родины. Исправительно-трудовой 17-й женский лагерь специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области был самым крупным и являлся одним из трех островов Архипелага ГУЛАГ. Так же за лагерем было закреплено название – 26 точка, так как он был расположен в 26-м посёлке трудопоселений. За время существования лагеря более 18 000 женщин прошли этапом АЛЖИР, и 8000 из них от звонка до звонка, остальных переводили в другие места.

0Z9A8184.jpg

Под прицел НКВД попадали жены видных государственных и общественных деятелей Казахстана Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жумата Шанина, Турара Рыскулова, Темирбека Жургенова, Санжара Асфендиярова и многих других. Также тут были родные тех, чьи имена прославлены на всем постсоветском пространстве, среди них певица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова; женщины из семьи расстрелянного маршала Тухачевского, жена Николая Бухарина, две сестры Яна Гамарника, жена Василия Блюхера, жена и дочь Авеля Енукидзе, жены писателей Бориса Пильняка - Кира Андроникашвили, Юрия Трифонова - Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой и многие многие другие...

    0Z9A7991.jpg

Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма АЛЖИР располагается на территории Акмолинской области, в 30 километрах от столицы Казахстана, в поселке Акмол (с. Малиновка). Комплекс был построен по инициативе Елбасы Н.А. Назарбаева и открыт 31 мая 2007 года. Именно на этой земле на протяжении 15-ти лет располагался лагерь, куда привозили осужденных женщин, женщин, чья вина заключалась лишь в том, что они были просто женами арестованных, расстрелянных «врагов народа».

В преддверии дня памяти политических репрессий корреспонденты Ruh.kz посетили мемориальный комплекс и узнали подробности истории этого места. Которое и поныне является немым свидетелем человеческой трагедии ХХ века.

 0Z9A7989.jpg

Музейно-мемориальный комплекс состоит из нескольких музейных объектов. При входе на территорию бывшего лагеря установлен монумент «Арка Скорби», выполненный в форме женского головного убора «Ак жауык», который символизирует женскую и мужскую чистоту и преданность. Арка выполнена в двух тонах – черный и белый, в знак согласия и гармонии народов, вероисповеданий и культур разных наций, противостояния черного и белого в нашей жизни. Автор попытался воссоздать временной проход между миром мертвых и миром живых, и вход на священную землю. Монумент представляет собой женщину, горюющую по своему погибшему мужу и потерянным детям. По задумке автора, проходя внутри арки необходимо склонить голову, отдавая дань памяти всем погибшим и подверженным репрессиям. 

0Z9A8011.jpg

Также на территории мемориального комплекса установлены памятные плиты от посольств иностранных государств, в честь женщин лагеря, представительниц 62-х национальностей. Раньше, на этой территории силами узниц был выращен яблоневый сад, который сейчас восстанавливается.

0Z9A8025.jpg

Справа и слева от главного здания располагаются скульптуры, символизирующие всю палитру чувств, которые испытывали обитатели концлагеря: страх, боль, сломанные надежды, обреченность, отчаяние и толику мечты о свободе и воссоединении с родными.

0Z9A8019.jpg

Здание Музея представляет собой фигуру усеченного конуса, напоминающего шкатулку, хранительницу женских тайн и печалей. Во всем здании нет окон, свет проникает только через крышу, как бы проливая свет на экспонаты, и тайны, которые скрыты в этих стенах. Вход в музей начинается с тоннеля, на стенах которого изображены картины, отражающие сложный период жизни казахского народа в годы массовых политических репрессий.

 0Z9A8035.jpg

Музейный комплекс имеет два зала, расположенных на двух этажах, один из них посвящен истории Казахстана, и называется «Алаш». Второй зал имеет название «АЛЖИР» и посвящен истории печально-известного Акмолинского лагеря.

0Z9A8065.jpg

Центральная композиция первого зала, подвешенная к потолку имеет название – “Свобода и неволя”, композиция представляет собой силки, т.е. клетку, внутри которой бьются 15 голубей, в надежде освободиться и взлететь на свободу. В данной композиции автор представил 15 бывших советских республик, и также подобно тем женщинам заключенным, они пытаются выбраться на свободу. Некоторым из них к большому счастью удавалось это сделать, а некоторые погибали в стенах лагеря.

    0Z9A8066-2.jpg

В самом начале зала расположен один из самых важных экпонатов – документ Республики Казахстан от 11 апреля 1993 года, «Закон о реабилитации жертв массовых политических репрессий». Главная цель этого закона – реабилитация всех безвинно пострадавших в годы репрессий и обеспечение материальной и моральной компенсации за причиненный вред. Также представлены 2 президентских указа 1997 года, согласно которым 31 мая является официальным «Днем памяти жертв политических репрессий», а также является «Днем голода». Именно в этот день в Казахстане, и в том числе на территории музея проводят собрания, устраивают выставки, и большое количество людей со всех стран приезжает, чтобы почтить память репрессированных и пострадавших. 

0Z9A8352.jpg  

В первом зале представлены данные по истории Казахстана, в которых указаны самые крупные трагедии казахского народа, в которых погибло огромное количество людей. Таблица, которая была составлена советским казахстанским ученым-демографом, Макашем Татимовым, отражает периоды с 18 по 20 века, в эти годы погибло 6 млн. 600 тысяч человек, и причиной тому послужили различные войны, годы голода, репрессии и другие события. Во времена голода погибло 2 млн. 300 человек, на тот момент это было 50% от всего населения в Казахстане. В эру Сталина 625 000 человек погибло в лагерях, из них 25 000 приговорили к смерти в тюрьмах.

Также в музее представлены карты Казахстана в разные годы, информация о великих деятелях страны, правителях, на стендах размещены эмблемы областей, монеты, переписки, купюры разных времен, также тут расположена система управления в казахских жузах.

Отдельная витрина посвящена казахскому хану Кенесары Касымову, возглавившему одно из самых крупных восстаний, которое охватило все три жуза и длилось 10 лет, с 1837 по 1847 годы. В жизни казахстанского народа это восстание занимает важное место.


АЛЖИР

Далее следует уже основная часть нашей экскурсии. Зал «Алжир». Здесь начинается рассказ об акмолинском лагере и его пленницах.

На территории в 30 гектаров, обнесенной двумя рядами колючей проволоки боролись на жизнь юные, молодые, красивые, умные женщины. Их жизнь превратилась в концлагерь, саманные бараки отныне стали их домом.

 0Z9A8199-2.jpg

Сталинская система была крайне бесчеловечной и коварной, эти выводы можно сделать, изучив историю. Женщин, которые состояли в родственных отношениях с мужчинами, объявленными изменниками Родины, под разными предлогами выманивали из дома. А предлоги придумывали очень изящно, и такие, что каждая была бы обязана поверить и пойти вслед за НКВД.

0Z9A8433-2.jpg

Вот, например, некоторым говорили, что их вызывают для свидания с мужем\братом\отцом, некоторым говорили, что их любимые возвращаются, и нужно поехать их встретить. Конечно, женщины в таких случаях одевали свои лучшие наряды для встречи с любимыми, а так как в большинстве своем это была элита страны, туфли и шляпки были неотъемлемой частью их гардероба. Иногда будущих узниц вызывали даже под предлогом, якобы на примерку к швее… И в этих легких нарядах и шелковых платьях они впоследствии отправлялись по этапу, в неизвестность.

0Z9A7954.JPG

За ними приезжали машины, черные вороны или «воронки» они тогда назывались. И женщин направляли в камеры, где они ожидали вынесения приговора от 3 до 6 месяцев. Приговор для них был один – «жены изменников Родины». И уже далее на красных вагонах этих женщин направляли в лагерь "жен изменников Родины", в котором они находились от 5-ти до 8-ми лет. По окончанию срока они могли оставаться в лагере и работать как вольно-наемные, но за это им уже платили и жили они за территорией лагеря.

Действительно, некоторым после освобождения просто некуда было ехать. Узницам лагеря выдавали так называемый «Тридцать девятый паспорт», в котором было отмечено, что им нельзя жить в 39 пунктах\городах Советского Союза. Некоторые понимали, что их никто уже не ждет, и ничего им не оставалось, кроме как продолжить жизнь в Акмолинске.

0Z9A8473-2.jpg

Далее представлена диорама лагеря АЛЖИР, которая отражает трудовые будни женщин. Благодаря каторжному труду узниц 26-я точка Карлага вскоре стала прибыльным многопрофильным хозяйством. Женщины-узницы выполняли в лагере самую тяжелую работу: вручную копали пруд, арыки к огородам и яблоневому саду. Делали саманные кирпичи, строили ферму, пасли скот в зимнюю стужу, чтобы не замерзнуть, собирали камыши на берегу озера Жаланаш.

Холодной зимой 6 января 1938 года на территорию лагеря поступила первая партия женщин. До города Акмолинск (ныне Нурсултан) прибывали эти женщины в красных «сталинских» вагонах. Эти вагоны изготавливали в Одессе в 1927 году, для перевозки заключенных. Со всех концов СССР в таких вагонах везли заключенных. Узницы АЛЖИРА и другие заключенные называли его «теплушка», в один вагон вмешали до 70-ти заключенных. Он был оборудован двумя сплошными двухъярусными нарами, и под самым потолком два зарешеченных окна.

 0Z9A7967.JPG

И уже от города Акмолинск до лагеря их привозили на попутных машинах. В таких машинах привозили беременных женщин, женщин с маленькими грудными детьми, а также пожилых, остальные женщины от вокзала города Акмолинск до конечной точки шли пешком, в условиях сурового зимнего климата казахской степи.

И по прибытию, на территории лагеря было всего лишь несколько саманных бараков, 4 вышки были по окраинам этого лагеря, и также колючая проволока. И в течении первых двух месяцев женщины поступали беспрерывным этапом, мест для заключенных не хватало, им приходилось самим вручную строить бараки. Они тогда лепили саманные кирпичи из камыша и глины, а затем уже строили бараки. Также основным занятием на зимний период времени являлась сборка камыша на берегу озера Жыланаш, которое до сих пор существует на территории этого поселка. Также с помощью этого камыша женщины и отапливали бараки. И так как зима здесь была лютая, температура в бараках не превышала 6-8 градусов, потому как камыш быстро сгорал. В зимний период времени была очень высокая женская смертность.

0Z9A8499.JPG

Первые полтора-два года были самыми сложными для узниц лагеря, тяжелый жизненный быт, холод, голод, непрерывная физическая работа, статус лагеря «для особо опасных». Жизнь на территории АЛЖИРа была невыносимой. Попадая в лагерь заключенные лишались фамилии, национальности, и даже профессии. Работать по профессии было запрещено, переписка с родными также была под запретом. Основным отличием для каждой узницы были нашивки на рукавах, коленях и на спине, которые также являлись мишенями на случай побега.

Только в мае 1939 года в свет вышел указ, согласно которого операция против жен «изменников Родины» была прекращена и лагерь был переведен на общелагерный режим. Это означало, что ранее запрещенная переписка с теми, кто остался за пределами колючей проволоки, стала доступной, и узницы лагеря, наконец, смогли узнать о судьбе своих семей.

Каждый день пребывания в лагере был для этих женщин беспросветными серыми буднями: утренняя перекличка, безвкусная еда и непрекращающееся ощущение голода. Пайка черного хлеба, черпак баланды, чайная чашка каши – размазни – вот неизменное питание узниц из месяца в месяц, в любое время года. Заключенные были истощены. Разговоры о еде были строго запрещены.

0Z9A8478.JPG

Со временем жизнь женщин начала налаживаться. Они вручную вскопали огороды, посадили ягодные плантации. И в первую очередь, была построена больница для душевнобольных, так как многие сходили в таких условиях с ума. Также была построена ферма, швейная фабрика, также женщины выращивали скот.

Но всю продукцию, которую изготавливали женщины отправляли в другие лагеря, и на их рацион это никак не влияло. Во время Второй Мировой войны вся продукция отправлялась на фронт.

0Z9A8125.JPG

Существует история о том, что недалеко от этого лагеря был поселок Жанажол, он также до сих пор существует. Его жители приходили к ограде, и кидали в женщин лагеря камнями, они плакали и не понимали, почему с ними так обращаются. А сотрудники НКВД в свою очередь над ними смеялись и говорили: «Вас в Москве не любят, Вас даже здесь не любят». И когда одна женщина убегала, она споткнулась об этот камень, и почувствовала, что от него исходит знакомый запах молока. Тогда она решила собрать эти камни и втайне принесла их в барак, где одна из женщин-заключенных, которая была казашкой, сказала, что это казахский национальный продукт – курт. Традиционно он маленький, в форме шарика. Но в то время жители этого поселка делали его большим, в форме камней. Обваливали курт в грязи и кидали в женщин, так чтобы охрана не могла ничего заподозрить. И женщины им были очень за это благодарны, так как они спасали их тогда от голода, рискуя своей жизнью и свободой.

 1200px-Gulag_Location_Map.svg.png

Далее на стенде представлена карта ГУЛАГа – главное управление лагерей и мест заключения, центр которого находился в Москве. Что касается Казахстана, здесь было только одно отделение ГУЛАГа - это Карлаг.

Красные точки на карте – это местоположение лагерей, на тот момент по всему Советскому Союзу было 500 лагерей. И свыше 18 000 000 человек прошли через эти лагеря, естественно многие осужденные не выдерживали таких жестоких условий жизни…

0Z9A8267.jpg

В 1939 году на территории лагеря был открыт швейный цех, и в первую очередь узницы АЛЖИРа шили одежду для себя. Так как в лагере они пребывали в очень легких нарядах, платьях, в чем их забирали из дома.

Во время второй мировой войны фабрика уже начала расширяться, и женщины-заключенные начали шить военную униформу для солдат фронта. И также на территории лагеря работал вышивальный цех, в котором работала только одна керосиновая лампа, вследствие чего множество женщин потеряло зрение. Но несмотря на это, они все равно старались выполнить свою работу качественно и красиво. И многие женщины, даже после освобождения могли встретить свои работы на лавках магазина.

0Z9A8294.jpg

На допросах узниц АЛЖИРа подвергали пыткам и насилию, как правило, допросы проводились ночью, а днем не разрешалось спать. По прибытию на допрос женщину сажали на высокий стул, так чтобы ее ноги не доставали до пола. В таком положении она могла просидеть достаточно большое количество времени, это могла быть ночь и даже больше. И когда она пыталась, встать капилляры сосудов на ногах не выдерживали, они лопались, и женщина падала в обморок. И чтобы избавить себя от таких мучений, женщинам приходилось подписывать все документы и все бумаги, которые им предоставляли. В основном это касалось их мужей, такими методами они подтверждали, что их супруги вели антиправительственные действия.

 0Z9A8387-2.jpg

В экспозиции представлена имитация барака. На самом деле в жизни эти бараки были намного длиннее, в них проживало от 200 до 300 женщин, иногда их число возрастало до 400. Именно в таких условиях жили женщины, ставшие жертвами тоталитарного режима. В бараках были очень плохие условия, там стояли лишь деревянные нары, которые они застилали камышом или соломой, чтобы было мягче спать. Серые, холодные, безликие предметы оказывали воздействие на узниц, еще больше отягощая и так безрадостные и страшные картины бытия. Железные кровати, вешалки, тлеющий огонь лампы были привычным бытом узниц. Также в бараке находилась печка-буржуйка, с помощью которой женщины и отапливали бараки. На стенах, на фоне кроватей, фотографии близких, письма, как островки другого мира…

 0Z9A8534.JPG

И так как все женщины были молодые, им приходилось находиться в лагере вместе с маленькими детьми. Когда этим детям исполнялось три года, за ними приходили сотрудники НКВД. И отправляли детей в детские дома. В основном это был Осакаровский детский дом. И как правило, детей из одной семьи распределяли в разные детские дома, которые находились в разных городах, и даже в разных странах.

Также женщины называли АЛЖИР «Экзотическим островом», так как на территории всего лагеря находились женщины 62 национальностей. В то время национальность не имела никакого значения, все женщины были обвинены, осуждены и направлены в лагеря. Ниже представлен их список:

 95bGwymkJ1U8RqI8wXz9UhDN6eDZ2s.jpg

Большая часть стендов представлена женскими фотографиями пленниц лагеря и их детьми.

Здесь фотографии жены Турара Рыскулова, Азиза Рыскулова, была осуждена на 8 лет, и прибывала в лагере вместе с 4-х месячной дочерью. Через неделю в лагерь также прибыла ее мать. Одна из заключенных, Анна Каган была инженером и в лагере спроектировала здание барака, а также электростанцию.

0Z9A8441.jpg

Лагерь существовал до 1953 года, вплоть до самой смерти Сталина. Но некоторые женщины остались жить на месте закрытого лагеря, так как деваться им было просто некуда.

Мать Майи Плисецкой прибыла сюда вместе с 6-ти месячным сыном Азарием, а оставшихся детей забрали на попечение родственники, в том числе и знаменитую в будущем Майю. И на тот момент в карагандинском лагере была очень высокая детская смертность, умирало по 50 детей в месяц. И тогда, для ликвидации детской смертности туда была перенаправлена Ханна Мартинсон, детский врач-педиатр. Она пошла к начальнику лагеря, и добилась того, чтобы было выделено 3 барака: под детский сад-ясли, под молочную кухню для грудных детей и под детскую поликлиннику. И благодаря ей множество детских жизней было спасено.

0Z9A8202-2.jpg

Уазипа Куленова – узница АЛЖИРа, которая работала, перевыполняя рабочую норму, она хотела доказать свою невиновность. Ей приходилось работать по 18 часов в день, и она перевыполняла рабочую положенную норму в 3 раза, надеясь на досрочное освобождение. Но ее старания не были оценены по достоинству, и Уазипа отбывала свое наказание в лагере все 8 положенных лет. Умерла она в возрасте 99 лет, что говорит о том, что, не смотря на такие тяжелые условия жизни многие «алжирки» были долгожительницами.

У каждой узницы лагеря существовала положенная рабочая норма. В случае ее невыполнения женщина лишалась еды или же права переписки, что для них в то время было намного страшнее, чем голод.

Гертруда Форсайт, еще одна узница лагеря, после освобождения уехала в Германию, где рассказала историю про курт и жителей казахского аула немецким журналистам. И уже позднее эта история была предана широкой огласке, и в 2003 году было написано следующее стихотворение:

    5869236.jpeg

Мать поэта Булата Окуджавы тоже была узницей Алжира, она пережила годы в лагере и дожила до 80-ти лет.

Отдельное место в истории АЛЖИРа занимает «Мамочкино кладбище». На котором захоронено более 2500 детей и женщин-рожениц, которые умерли при родах. Там нет ни имен, ни фамилий, так как хоронили по несколько детей в одной могиле. Также в музее представлен список детей, которые были рождены на территории этого лагеря – 1507 имен и фамилий. В графе отцовство у рожденных в лагере стоит прочерк, так как чаще всего дети рождались в результате насилия. Некоторые женщины сами шли на это осознанно, так как понимали, что от прошлой жизни уже ничего не осталось. Детей, которые рождались на территории лагеря уже не отправляли в детский дом, и они находились в лагере до окончания срока их матерей.    0Z9A8169.JPG

Отдельная часть музея посвящена детям этого лагеря, здесь представлены детские письма, которые они писали своим матерям, но до женщин они не доходили, так как у узниц 2 года нахождения в этом лагере не было права на переписку. По истечении этого времени заключенным было разрешено получать и отправлять одно письмо в год, а затем уже два письма в год.

WhatsApp Image 2019-05-30 at 21.13.27.jpeg

По воспоминаниям детей, Осакаровский детский дом был самым жестоким. Например, когда они приходили на обед, им ставили горячий суп или борщ, и через несколько минут объявляли, что обед закончен. Все, что успевали съесть дети за обед - был лишь кусочек хлеба, и, если они хотели его пронести с собой за пределы столовой, у них его отбирали и говорили, что «детям врагов народа не положено так питаться». И даже после выхода из детских домов, жизнь этих детей не налаживалась, так как на них всех оставалось клеймо «Дети врагов народа». Они не могли пойти учиться, они не могли устроиться на хорошую работу, так как им везде говорили, что они «предатели, изменники Родины». После выхода документа о реабилитации родителей, жизнь этих детей начала налаживаться.

В 1953 году, после смерти Сталина лагерь был закрыт, все женщины были освобождены, лишь некоторые остались жить там, так как ехать им было некуда.

   0Z9A8523.jpg

За зданием музея расположена мемориальная Стена памяти, на которой высечены имена и фамилии более 7-ми тысяч женщин, отбывших срок в лагере АЛЖИР. Именно к этой стене каждый год, а даже и в течение года несут цветы близкие, родные, и просто сочувствующие люди.

0Z9A8420-2.jpg

Спустя 36 лет, в 1989 году узницы АЛЖИРа встретились снова, и эту встречу организовал генеральный директор одного из местных акмолинских предприятий Иван Иванович Шарф. Когда он узнал об этих событиях, то подал объявление в газету, для всех, кто знает и помнит АЛЖИР… Но тогда из 18 000 женщин собралось лишь 20 человек…

К тому моменту многих уже не было в живых, многие боялись вернуться в место, где они провели самые страшные годы своей жизни. Ими был открыт памятник «Расколотая звезда» на Аллее слез, в честь памяти жертв политических репрессий. Также установлены мусульманские и христианские символы на месте массового захоронения, которое тоже находится на территории села Акмол.

Алма Мамраева, кандидат исторических наук, о дне памяти жертв политических репрессий в Казахстане:

- Для Казахстана это совершенно особая дата, потому что ни по своей воле, ни по своему желанию принимал Казахстан миллионы репрессированных. И сами жители Казахстана были пострадавшими, огромное количество людей было репрессировано. Был уничтожен свет казахской интеллигенции, свет казахской науки, свет казахской журналистики, и конечно принесен невероятный урон, его невозможно исчислить цифрами и формальными вещами. С последствиями этих событий и искалеченных жизней людей мы встречаемся до сих пор. Есть выражение: «Кто стреляет в прошлое из пистолета, тот получит в будущем из пушки». Это очень важно, сохранить память, и сделать это так трепетно, как это сделано здесь, в музее. Я надеюсь, что мы своим детям это передали, и даже мои внуки уже знакомятся с историей в годы репрессий, с фактами, событиями, и я очень надеюсь, что мы в сердце будем это хранить. Потому что Казахстан в целом, это настолько великая земля, она раскрыла объятия для всех, независимо от пола, религии и национальности. Есть два понятия - человек ты или не человек, так вот я счастлива тем, что казахи в эти страшные годы сумели проявить свои лучшие человеческие качества, помогая узникам лагерей.

Сталинские репрессии 1920 – 1950-х годов – это страшное преступление против человечества. Беспрецедентный случай в истории, когда власть уничтожала лучшие умы своей же страны. Каким безумным мужеством обладали те люди, которые пережили это страшные годы своей жизни. Какое ужасное горе испытывали узницы АЛЖИРа, переживали смерть своих родных, и самое страшное – смерть своих детей. За колючей проволокой они должны были отречься от своих любимых и дорогих, покориться воле «вождя всех народов». Но они остались непокоренными и донесли до нас свет чистоты, святость любви и верности. Такое нельзя забывать, такое нельзя оставлять в забвении. Потому что память – это то, что делает нас людьми. Известные или неизвестные - они все заслуживают того, чтобы о них помнили.

0Z9A8057-2.jpg

P.S. На территории музейно-мемориального комплекса своя, особая атмосфера. Рядом построили мечеть и церковь. За забором растет яблоневый сад, тот самый... который был основан руками узниц смертельного лагеря. На деревьях вьют гнезда стаи черных воронов. Эти птицы символы войны, смерти, запустения, зла и несчастий —  неслучайно нашли тут свой приют. Из-за своей черноты они считаются символами хаоса и тьмы, предшествовавшей свету творения. А их крики разрывают тишину, точно также, как когда-то крики измученных женщин раздавались в этой степи, с мольбами о помощи...


Жанар Алкенова
Ruh.kz
ФОТО: Джамиля Мурзабекова, Ruh.kz