25 Января, 2019
На юге Казахстана живет удивительный человек

Ему 53 года. Он ходит в пальто из прошлого, под вид мундира, с интересными пуговицами. Вообще он любит окружать себя предметами из той эпохи... 

 


Но он не из тех коллекционеров, которые просто собирают антиквариат и складируют, как придется. Он вводит эти вещи в свою повседневную жизнь. Благодаря этим предметам он как бы создает себе совсем другую реальность. Ренат Ташкинбаев и Турар Казангапов приехали в Туркестанскую область и встретили там счастливого казахстанца. Почему счастливого? А у него сбылась мечта.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/fc31b1fc91ac115d4ee7e8ef6a789591.jpg" />В священном для многих людей городе Туркестане, или, как еще говорят, в духовной столице тюркоязычных стран, помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави есть еще одно примечательное место. https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/85205b669e1956aed0e7b9377445813c.jpg" />Это вокзал. Он построен 110 лет назад. С тех пор здесь, конечно, проводилась кое-какая реконструкция, но в целом он такой, каким его ввели в эксплуатацию в 1909 году. Сохранилась бронзовая люстра.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/c5046e9904930f121e17e8f7c13c464a.jpg" />



Настенная роспись. Внутреннее убранство.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/92513f3a43abb99584f9118d2dd83d58.jpg" />https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/33b003c8a6d2603050add47b2c3d8c7a.jpg" />А Также звериные головы на ручках дверей, они те же самые, что и в начале XX века. Этот вокзал впечатляет.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/f3626d892ce51de5b116529238fb706d.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/8886ec80936046fdd80992743a6a747d.jpg" /> Особенно непередаваемые чувства появляются, когда солнце проходит сквозь  высокие окна главного зала.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/e1b56400aee96be6fe847de0b6c1fc92.jpg" />Но вот до ручки со звериной головой дотронулась мужская рука. Открылась дверь, и перед нами предстал невысокий стройный человек лет пятидесяти в пальто под вид мундира. Его наряд удачным образом вписывается в интерьер старинного туркестанского вокзала, даже кажется, что дело происходит в далеком прошлом. Рядом с вокзалом есть еще одно здание - локомотивное депо Туркестана.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/58e12367249f1966878005f8c74125c2.jpg" />



Человек в мундире подходит к старинному столбу, на котором расположен такой же старинный телефонный аппарат. Берет трубку и подносит к уху. https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/384083b7cc43b23a3c67be37f937fb0e.jpg" />



Затем он глядит на старые четырехсторонние часы, расположенные напротив.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/b1eb7fc696cbcf92225ce16fa56adb63.jpg" />



Повесив трубку телефона, он взбирается в кабину черного паровоза. Это напоминает какой-то фильм. Но перед нами не актер.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/6e7b3de31153c39be7fa3fa93c2f284d.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/0c4b427ffbf6e31fa6b23c896626e494.jpg" />



А директор локомотивного депо Туркестана, почетный железнодорожник Максут Идрисович Искендиров.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/d1b303b907ac7338fbd830cd20d4a054.jpg" />



Дело в том, что он настолько влюблен в поезда и железную дорогу, что просто живет всем этим. Несколько лет назад он нашел этот старинный паровоз в Восточно-Казахстанской области и решил пригнать его к себе в депо, чтобы порадовать ветеранов-железнодорожников. Паровоз, говорит он, привезли в Туркестан своим ходом. На это потребовалось 17 дней.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/6f3ff5a57502c123e215c093693cc0e9.jpg" />



Сначала директор хотел покрасить его в золотой, но ветераны попросили его выкрасить в тот цвет, какой был, когда они на нем ездили. Чтобы загнать паровоз на территорию локомотивного депо, Искендиров с коллегами построил железнодорожный путь длиной 800 метров.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/2b137b3f4fc08f1f2156e751bd09b413.jpg" />



Максут Идрисович рассказывает, что буквально горел идеей установить этот паровоз. Днем и ночью, под палящим солнцем они закрепляли 120-тонную махину. В какой-то момент, признается наш герой, ему показалось, что паровоз будто бы ожил.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/8d9373b7c6cde9418468828de6954ef4.jpg" />



"Я ведь с ним разговаривал, с паровозом", - прищурив глаз, говорит директор депо. "Путь строили днем и ночью, работали круглые сутки. Потом возникла какая-то трудность, что-то не вписывалось, я упал, поставили башмаки, попытались поднять паровоз еще раз. Вроде бы нормально поставили его, сзади толкаем, а он опять не вписался. В этот момент я снизу смотрю на него, а он как будто больше стал, и вот я тогда говорю ему: "Ты чего? Я для тебя же стараюсь, хочу тебя загнать в свой двор, чтобы ты здесь стоял, возле нас". То есть я разговаривать стал с ним, с паровозом", - вспоминает Максут. "Наверное, душа есть у этого паровоза?" - предположили мы. "Да, точно", - согласился железнодорожник.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/c8814a197127dcaf0e0b9bdeaf0cde6c.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/e21aa909556abc3af229f74bf0d7f486.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/22677ff356e6e5f736521c729d53dfc6.jpg" />



 



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/aa3d379c76a59072f14d80928d8f238a.jpg" />



"А вот это водозаборные башни, я их из Оренбурга привез. Они рабочие. Им больше века. Часы на столбе я привез из Стамбула. Телефон у антиквара купил, раковину сделал сам", - продолжает экскурсию наш собеседник. Паровозы, тепловозы и все, что связано с поездами, - это все волнует Искендирова с детства. В пятом классе, идя с семьей в баню, он впервые увидел тепловоз и машинистов.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/3344b9313efd6c7aa072dfe1cc381135.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/c1ade76a1215467434afb618137f27a5.jpg" />



С того самого момента его мир больше не был прежним. Картина и фотографии в локомотивном депо Туркестана. "В 1974 году это было. Смотрю, выходят трое машинистов в фуражках, все такие красивые, один из них подает сигнал: ту-тууу, - рассказывает Максут Идрисович, делая характерный жест рукой, показывая, как именно подавался сигнал. - Я рот открыл от удивления, в тот момент мне ужасно захотелось стать машинистом".



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/52531cc74af3308ae2205b79e53c44f6.jpg" />



Картина и фотографии в локомотивном депо Туркестана.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/70efeae2571e3260e98fc21aee4aee9d.jpg" />



В 1974 году это было. Смотрю, выходят трое машинистов в фуражках, все такие красивые, один из них подает сигнал: ту-тууу, - рассказывает Максут Идрисович, делая характерный жест рукой, показывая, как именно подавался сигнал. - Я рот открыл от удивления, в тот момент мне ужасно захотелось стать машинистом".



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/e4607307ca2e6c55b16663beb0fe9c7d.jpg" />



С того самого дня он начал коллекционировать марки с паровозами и тепловозами. Собрал всю коллекцию.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/d050f69a154141229c13ddee449eb534.jpg" />



Его отец хотел, чтобы он пошел по его стопам и стал учителем, но, когда он понял, что сын его горит желанием пойти в машинисты, стал сам приносить ему вырезки из газет, где что-либо говорилось про железную дорогу и поезда.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/0f7040c3656c13e0e10905e996b5a264.jpg" />



Мечта пятиклассника воплотилась в жизнь, он стал сначала помощником машиниста, потом машинистом и вот сейчас возглавляет локомотивное депо. Максуту Идрисовичу 53 года, у него четверо детей. Младшему сыну сейчас шесть, и железная дорога ему нравится.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/a879bb8ec55a25516f0937144e8b6615.jpg" />



Кстати, те самые марки, которые коллекционировал юный Искендиров, сейчас лежат в его кабинете. Вместе с ними здесь можно найти различные фигурки поездов в миниатюре, да и просто вещи в, так скажем, винтажном стиле: патефон, старинный телефон, музыкальная шкатулка.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/03c0132ad2d2f9c6d5f412350f098b9b.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/21c29b97f554254d6cc7c812d29da460.jpg" />



На входе в кабинет железная дорога из конструктора "Лего" - подарок от учителя, который сейчас живет в Санкт-Петербурге.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/cf0bc9d1915ddc3b1ee1eba80ff49c25.jpg" />



В самом кабинете еще один поезд - этот привезен из Ирана. "Эта форма вообще у железнодорожников раньше была, в советское время", - сказал Максут, видя, что нас заинтересовали пуговицы на его кителе. На верхнем фото справа - пуговица на мундире Искендирова. В депо есть музей. Здесь вся история локомотивного депо Туркестана. Есть список всех директоров. "Я двадцатый", - замечает Искендиров.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/5bf06e653c625b3653104ba4e3d1ae5a.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/332a91b38fc5a17033c22230e215866e.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/aca149c982a0bb0c98952e5cb94757ce.jpg" />



А вот фото сотрудников депо во времена строительства первой железной дороги через Туркестан в Ташкент в 1903-1905 годах.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/c463129cc914b60bdd187e2404505c6f.jpg" />



Эти материалы директор депо нашел в российских архивах.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/ecf13e4e9b87dc5dc9d21f18d90bc88f.jpg" />



Всю эту историю наш герой собирает параллельно с основной работой. А работы у сотрудников, как выяснилось, немало. Наше внимание привлекли лишь несколько отделов.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/6da186876a9b96b1a283a0ba9951345f.jpg" />Вот здесь сдают специальные флешки - это что-то вроде бортового самописца в поезде. Сюда записывается информация о расходе топлива в локомотивах, а также другие данные.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/4914d9b5bfe871e3ee838dffe1ce5aab.jpg" />"Это наши черные ящики, как в самолетах, на этой флешке записываются все действия машиниста: сколько дизтоплива, сколько масла, сколько воды расходуется", - поясняет Искендиров. Здесь же есть стена с именными бирками машинистов.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/70e387d45416f34dfd4760f2c5f607f4.jpg" />



Благодаря этому стенду видно, кто из железнодорожников где находится. Нас проводят в секретный отдел депо.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/99ced6a0c7a2d64250c5da7f1293b5c6.jpg" />Вот здесь - жизнь машиниста: как он ехал, где остановился, с какой скоростью", - говорит директор локомотивного депо, показывая еще одно подобие черного ящика. Каждая такая кассета записывает информацию в течение 24 часов, а потом все данные считывают вот эти женщины - инженеры-расшифровщики.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/7ad924c4409022356f69114425510774.jpg" />



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/586e1c5d3d5c8bf5d23244a1990d1942.jpg" />



Во дворе локомотивного депо, рядом с тем самым ожившим паровозом, сейчас полным ходом ведутся работы. Это восстанавливают старый вагон. Здесь директор Искендиров хочет сделать действующий ресторан. "Это простой пригородный вагон, его на металлолом резали, я его купил.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/de838d89a9ff8dd1f68ca0d03c28d7de.jpg" />



Хочу вагон-ресторан сделать для пенсионеров-железнодорожников, кухню обустроить, санузел сделать. Я хочу его сделать под старину, чтобы он напоминал своим интерьером ресторан на "Титанике", чтобы он был такой же классный. Вот через год придете, посмотрите", - говорит он. 



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/8875451df6fd765c5782148d864b37da.jpg" />



При этом он признался, что хочет успеть привести в порядок этот вагон уже к 23 февраля, чтобы пригласить в него ветеранов-железнодорожников и попить с ними там чай. Послышался гудок паровоза. Потом еще один. И еще.



https://tengrinews.kz/userdata/images/u299/resized/a4b741aa630156d22fda094365b75a23.jpg" />



Нет, это доносится не с железных дорог Туркестана. Это такой рингтон в телефоне у директора депо. Ну а какая еще мелодия может быть у фаната паровозов - только гудок. Вот уж действительно - дело всей жизни.

 



Ренат Ташкинбаев 


Турар Казангапов