31 Июля, 2019
Национальный стиль конкурентоспособен?

Как женщина может помочь не потерять наследие предков.

Женщина в современном обществе занимает очень важную роль. Именно женщина выступает катализатором положительных изменений. Из поколения в поколение по женской линии передавали свои умения и знания потомкам. Сегодня знания и умения в прикладном искусстве - не просто домашнее ремесло, благодаря деловой хватке нежных созданий прикладное ремесло ушло далеко вперед. Переняв опыт бабушек и матерей современная женщина открыла свое дело и пропагандирует его на международном уровне. Сегодняшнее интервью даст вам возможность поближе познакомится с прекрасным человеком с деловой хваткой Асель Ускумбаевой.

Ruh.kz: Асель, добрый день! Расскажите про себя. Откуда вы родом?

Асель Ускумбаева: Здравствуйте! Я родилась в городе Целиноград (ныне столица Нур-Султан), а родом считаю себя из Акмолинской области, потому что там жили мои родители, родители моих родителей. Если точнее, то своей родной землей считаю село Даниловка, куда мы переехали к ата и аже, когда мне было 5 лет. Эта деревня утопает в шикарном лесу с хвойными и лиственными деревьями, с пушистой травой по колено, цветами и ягодами, муравейниками, пауками с паутиной выше роста человека, прочих букашек-таракашек. Это благодатная земля с плодородной землей и родниковой водой, которую мы набирали из ледяного колодца. В этом колодце даже летом был лед. В школе на уроках природоведения, на продленках, мы всегда ходили в лес, весной пили березовый сок, собирали подснежники и колокольчики, а летом ели землянику и костянку. Там особенный воздух, ни с чем не сравнимый. И хоть мы там прожили всего 3-4 года, я считаю именно эту землю родной. На сегодня деревня уже вся развалилась и никто из родственников там не живет, но мы обязательно приезжаем семьей туда к предкам, в дань их уважения.

Ruh.kz: То что вы делаете сейчас, это очень благое дело! Вы пропагандируете национальное прикладное искусство. Когда вы открыли свое дело? Кто вас поддержал в начинании?

Асель Ускумбаева: Сама идея возникла у меня еще в мае 2010 года. Я так и написала в списке задач на год - «заняться мамиными көрпеше». Там же стояла задача «заняться папиными столами», до которой я еще не добралась. В то время я жила и работала в Алматы, работала в медиасфере, а в свободное время занималась другими увлечениями для души. В этом плане в Алматы выбор большой. Родители были далеко, времени и условий для реализации этой задачи особо не было. Все было лишь на стадии «это интересно». Вот так эта задача переходила в списке из года в год, пока я не вернулась в Астану в 2014 году. И тут я уже была готова выделить все свое время на «мамины көрпеше» (смеется). 

Начали мы все это с мамой, потому что изначально шитьем көрпешек занималась именно она. С ней мы впервые ездили на базар, посмотреть, что есть на рынке, какой материал есть вообще, что можно использовать и что сделать новое. У нас с мамой хороший творческий тандем, мне нравится с ней что-нибудь придумывать. Она мой вдохновитель и моя опора. После к нам присоединилась моя родная тетя Калима - младшая сестра мамы. А когда пошли заказы, и мы не успевали шить, к нам присоединилась моя сестренка Алия. Вот такой у нас в начале получился семейный подряд. А после уже, мы набрали себе мастериц с золотыми руками.

1 (8).jpg 

Ruh.kz: Почему именно көрпеше в национальном стиле? И как вы пришли к такому необычному дизайну? Он авторский?

Асель Ускумбаева: Я видела, какие мама дома шьет көрпеше. Какие они красивые получаются, стоит лишь подобрать красивые цвета, сочетающиеся между собой и качественный материал. В основной же массе на тот момент отношение к көрпеше было посредственное, никто особо не воспринимал их как что-то более ценное, что-то, что может быть еще и красивым. А ведь национальное көрпеше есть каждом доме, это то, чем мы пользовались каждый день. В современное время, конечно, уже меньше. Но это ведь наше наследие. И мы должны ценить его. А если сделать их современными и красивыми, то молодежь с удовольствием будет ими пользоваться снова. И пусть это будет не только, когда гости приходят, а когда дома вечером вся семья собирается и смотрит телевизор или когда играют в семейные игры: нарды, шахматы, шашки, монополию, активити, тогыз кумалак или просто детишкам на пол кинуть, чтобы на них ползали. Раньше мы с әже всегда в нарды играли, могли до 3 ночи играть даже. Интересное было время. 

После, когда мы решили заняться всерьез көрпеше, я промониторила рынок. На тот момент у нас были либо құрақ көрпе, либо көрпеше с классическим узором "Қошқар мүйіз". Других вариантов особо не было. Мне захотелось внести что-то новое, именно в узорном варианте. Это мне ближе. И я решила придумать новый дизайн узоров. Но орнаменты – это особая символика, несущая свой смысл и энергетику. В то же время, это же все - народное творчество, все это придумано такими же простыми людьми. Каждый мастер в свое время привносил что-то свое. Это очень естественно, актуально и соответствует тому времени, в котором живет мастер. Я основательно подошла к этому вопросу, понимая ответственность за свое новшество. В нашем авторском орнаменте заложена идея объединения двух сердец (жениха и невесты) и образования новой семьи (жас отау), что символизирует центральный узор на корпеше. Он как раз и является нашим логотипом. Каждый человек является представителем своего рода, носителем ген всего поколения. Это все я и отразила в нашем дизайне. Вроде все просто, и в то же время с глубоким смыслом.

_MG_8990.JPG

Ruh.kz: Был ли страх что вы не сможете поднять на должный уровень свое дело и вести его долгое время?

Асель Ускумбаева: Если честно, когда мы начинали, я не воспринимала это как бизнес. И не воспринимаю до сих пор, наверное (смеется). Я больше человек – продукт. Мне было интересно реализовать свою идею и посмотреть, что из этого получится. Мы просто начали с мамой шить, без ожиданий, страхов и каких-то больших планов.

Ruh.kz: Насколько востребованы товары в этно стиле? У вас клиенты только из Нур-Султана?

Асель Ускумбаева: В начале о нас никто не знал. Когда мы только придумали наш дизайн, то многим он очень понравилось. Я завела страницу в Инстаграме, он тогда только становился популярным. Подписчики увидев наши көрпеше, сами начали нас рекомендовать своим знакомым, знакомые своим знакомым и так далее. Так о нас узнали во многих городах Казахстана, и даже России, и потихоньку пошли заказы. В начале 90% клиентов были из Алматы, Актау, Атырау, и Актобе. В преддверии международной выставки EXPO-2017 интерес ко всему национальному возрос многократно. К тому времени, уже многим полюбился наш авторский дизайн. А если есть спрос, то есть и предложение. Так многие мастерицы подхватили нашу идею с ою-көрпеше и тоже стали шить, копируя наш дизайн.

WhatsApp Image 2019-08-01 at 14.31.01.jpeg

Ruh.kz: Расскажите весь процесс вашего производства, от приема заказа, выбора материала и до отправки клиенту.

Асель Ускумбаева: Сначала мы определяемся на какое мероприятие заказ, и подбираем набор. Если это приданое невесты, то нужно знать из какого города невеста и жених, потому что в каждом регионе делают по-своему. После обговариваются сроки, клиент вносит предоплату, и мы, согласно загруженности и очередности, отшиваем заказ. В первую очередь отшиваются чехлы, а после внутренние матрасы. Когда заказ готов, то клиент оплачивает оставшуюся часть. Если это клиент из другого города, то заказ мы отправляем курьером до двери. Мне нравится полный сервис. Когда клиент сделал заказ и больше о нем не думает. И получает готовое приданое уже дома. Иногда заказ происходит в 3 касания: 1 – заказ, 2- оплата, 3 - получение заказа.

Ruh.kz: Сколько человек в вашей команде? Все женщины?

Асель Ускумбаева: Сейчас нас 6 человек, все женщины.

Ruh.kz: Вы проводите мастер-классы? Обучаете желающих женщин? Или может есть в планах?

Асель Ускумбаева: Мастер-классы на выставках мы проводим постоянно. Учитывая количество запросов, в скором будущем планирую проведение отдельных мастер-классов, на которых более подробно будет раскрываться изготовление конкретного изделия, практическое оттачивание приобретаемых навыков и развитие творческого подхода в деле. 

Ruh.kz: В целях пропагандирования нашего прикладного искусства вы участвуете в каких-либо фестивалях или конкурсах? И интересуются ли нашим колоритом зарубежные потребители?

Асель Ускумбаева: Мы периодически участвуем на тематических выставках. Из крупных мероприятий - участвовали на городской выставке на День столицы, в праздновании 550-летия Казахского Ханства в Таразе, на благотворительной выставке в Лондоне, организованной Королевой Александрой, во время международной выставки EXPO-2017 все лето принимали участие. Зарубежные потребители очень высоко ценят наши национальные изделия и это всегда приятно. Они щепетильно относятся к качеству. Первая заграничная ласточка была в Швейцарию. Туда заказали наши изделия в качестве подарка. На данный момент наши көрпеше радуют своих хозяев в Грузии, Германии, Франции, Испании, Америке, Азербайджане, России, Израиле и Лондоне. Это то, что мне известно, не считая небольших покупок во время EXPO.

Ruh.kz: Как вы думаете чего не хватает или что надо еще сделать, что бы наше современное прикладное искусство поднялось на новый уровень?

Асель Ускумбаева: На мой взгляд не хватает широты кругозора и грамотного подхода в продвижении.Многие мастера не видят насколько мир ушел вперед, какие технологии используют при изготовлении, какая подача может быть тех же мастер-классов или работы с учениками, что наш национальный колорит можно и нужно подавать в интересном, современном дизайне, при этом сохраняя нашу самобытность, подчеркивая нашу индивидуальность. Не говоря о современных механизмах продвижения, у многих мастеров, большинство из них преклонного возраста, даже инстаграмма нет. У нас в основном все на уровне ремесленничества делается. Каждый в своем круге живет и трудится.

И если быть честным, то не всегда можно чисто этим делом прокормить свою семью. Если бы для наших истинных мастеров, наших самородков, соответствующие органы власти, отвечающие за эту сферу, организовывали поездки и участие на крупных международных выставках, чтобы мастера могли не только показать наше народное творчество, но и на других мастеров посмотреть и воодушевиться, думаю, это очень позитивно сказалось бы на ассортименте, конкурентоспособности национальных изделий и в целом развитии ремесленничества. 

Даже участие в наших республиканских выставках, когда со всех регионов приезжают мастера со всех уголков Казахстана, полезно. Например, возьмем направление войлоковаляние. Сколько мастеров из разных регионов Казахстана, столько и идей, совершенно разных работ и конечно, разный уровень качества. Кто-то делает тапочки, кто-то жилетки, кто-то картины, а кто-то с шелком миксует, и даже создает целые коллекции модной одежды, признанной в самом Милане - столице моды. Все познается в сравнении. А если будет грамотное продвижение, то будет и спрос, соответственно у ремесленников будет возможность творить от души, не думая о хлебе. Хотя это палка о двух концах. И об этом можно долго говорить. 

Просто душа болит, когда видишь, какие удивительные вещи делают наши мастера, но мало кто это видит и знает. У нас такой огромный потенциал, но наше сознание еще спит.

Ruh.kz: Ваш труд неоценим для дальнейшего развития нашей культуры и искусства. Вы ощущаете эту ответственность?

Асель Ускумбаева: Хочется, чтобы это дело, несущее нить прошлого, к которому мы причастны, не оборвалось, и преемственность поколений передавалась дальше. Каждый ремесленник вносит свою лепту в поддержание и развитие культуры и традиций народа, поэтому мы понимаем всю ответственность нашего творчества. Я рада, когда нам пишут, что наше творчество вдохновляет людей. Или когда мамы, глядя на нас, тоже начали шить көрпеше и зарабатывать этим. И еще больше рада, когда у молодежи появляется желание в повседневной жизни использовать наши национальные изделия. Это и есть высшая оценка нашего труда.

Ruh.kz: Какие у вас планы на будущее? Есть ли планы расширить ассортимент производства?

Асель Ускумбаева: Планы есть, задумок много, но мне не хватает еще деловой хватки или бизнес подхода, скажем так. Вроде бы все для реализации есть и механизмы понятны. Может какие-то внутренние ограничения или страхи сдерживают меня, не знаю. Но я над этим работаю. Этот год я для себя объявила «Годом финансовой грамотности».

Ruh.kz: Поделитесь с нашими читательницами с вашим секретом успеха. Три ключа к достижению цели.

Асель Ускумбаева: Внутри нас всегда звучит голос, тихий такой, подсказывающий, что тебе по-настоящему интересно. Но разум зачастую со своим фильтром считает, что это ерунда и что это никому не будет интересно. Видимо мозгу страшно выходить на новые горизонты. Главное услышать этот голос и не ограничивать себя. И пусть это вначале кажется нелепым. Будьте смелее, ставьте большие цели и позвольте им случится… для начала в голове! 

А то мы вроде бы хотим, а в голове не позволяем себе. И это все стопорит. Держите эту картинку в голове и делайте четкие шаги по плану. Тогда это все будет зажигать Вас изнутри, появится драйв и вся Вселенная будет Вам способствовать. 

Ну и, конечно же, дисциплина и сила воли делать текущие рутинные дела будут очень нужны. Потому что свое дело вести, это не только сплошные радости и признание, а кропотливый труд и физический и умственный и огромная ответственность за тех, кто с тобой в команде. Кажется я много наговорила (улыбается). Надеюсь, каждый найдет свои три ключа.

RULA1034.jpg

Ruh.kz: Спасибо за ваши полезные и мотивационные ответы. Очень надеемся, что   ваше дело всегда будет мотивировать женщин нашей страны на подвиги открыть свое производство!

Асель Ускумбаева: Спасибо большое за интерес к нашему скромному творчеству! Спасибо за любовь к нашему наследию! Несите красоту и добро, и тогда радость навсегда поселится в душе!


Читайте также: 

ГУЛЬЖАН САРСЕНБАЕВА О ТОМ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ БОЛЕЮТ, И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВРАЧ

ПРОГРАММА «БОЛАШАК»: 555 СТИПЕНДИЙ И СОВЕТЫ ОТ ДАРМЕНА САДВАКАСОВА

ДНЕВНИК ТУРИСТА: ЧАРЫНCКИЙ КАНЬОН

ВЫСТАВКА RACING THE GALAXY: ABAYSTAN, NOMADISM И FACEBOOKSTAN

CAКPAЛЬНЫЙ МИP ВOCТOКA

ИЗ СТОЛИЦЫ С ДИПЛОМОМ В СЕЛО

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ПOБЕДЕ

 

 

Бибігүл БӨКЕНБАЙҚЫЗЫ
Ruh.kz
из личного архива