2 Августа, 2019
#ЖасStar По клавишам аккордеона с Аяжан Усембаевой

Сайт RUH.KZ продолжает писать о талантливой молодежи Казахстана в рамках Года Молодежи, объявленного в стране в 2019 году.

Музыка. Аккордеон. Девушка.

Не совсем привычное сочетание тяжелого музыкального инструмента и его обладательницы - юной Аяжан Усембаевой привлекли наше внимание сегодня. Совсем недавно она стала участницей концерта «Музыкальные каникулы в «Астана Опера». Это серия концертов, в которых принимают участие талантливые казахстанские студенты, обучающиеся в лучших университетах и академиях мира.

Аяжан Усембаева - выпускница Казахского Национального Университета Искусств (Школа-колледж, 2017 г.). Класс педагога, лауреата международных конкурсов - Галины Сергеевны Ефременко. На данный момент студентка Московского Государственного Института Музыки имени Альфреда Гарриевича Шнитке. Класс профессора, заслуженного артиста, заслуженного деятеля Российской Федерации, действующего члена ассоциации аккордеонистов Андрея Ивановича Леденева.

Аяжан является лауреатом республиканских, всероссийских и международных конкурсов, стипендиат фонда Спивакова. Стажировалась во Франции у Доминик Эмарин. Совсем недавно, в мае этого года, получила вторую премию на 17-международном конкурсе аккордеонистов имени А. Кусякова. Гастролировала сольно в таких странах как Словения, Венгрия, Россия, Франция, Испания, Австрия и других.

Подробнее о том, почему аккордеон завоевал сердце Аяжан и как она его перевозит по миру, читайте в нашем интервью.

- Как ты поступила Москву? Учишься на гранте?

- Да, я сдавала 12 вступительных экзаменов в Москве, провела там целый месяц, меня поддерживала сестра Айгерим. Было очень сложно, я очень старалась, переживала и поступила, думаю мне очень повезло.

- Сколько человек было на место?

- Поступало 76 человек, а взяли только двоих (!). Поступила я и мой нынешний однокурсник, мальчик из Карелии.

- Такой непривычный для казахской девушки инструмент - аккордеон, на самом деле, не часто можно встретить такое сочетание в Казахстане. Почему именно этот инструмент, когда состоялось так сказать “первое знакомство” и чем он тебя пленил?

- Начнем с того, что я училась в очень сильной школе. И у меня был класс с математическим уклоном и усиленным изучением языков. Мне это очень легко давалось. И потом я поступила в КТЛ, но я не хотела там учиться, я хотела быть музыкантом еще с самого детства. Это начинается, когда ты поешь, танцуешь и проявляешь всяческий интерес к творчеству.

И потом, когда я училась в 6 классе, мы с мамой приехали сюда, поступать в столицу, мы заходили к разным педагогам, изучали разные инструменты, и нам показывали, что к чему. Мы заходили к скрипачам, хоровым дирижерам, «духовикам», и к пианистам. И зашли к моему педагогу, у которого я впоследствии закончила школу и колледж – Галине Сергеевне Ефременко. Она москвичка, выпускница Российской академии музыки имени Гнесиных, она была такая яркая, молодая и очень талантливая, и этим покорила меня. Она действительно талантливый музыкант и очень хороший человек. Тогда Галина Ефременко сыграла мне пару пьес и все. И дальше я уже не ходила. Я влюбилась в ее игру, в аккордеон, и захотела остаться там учиться.

- Сколько лет ты обучалась в Казахстане?

- Здесь я училась 8 лет в Казахской национальной академии музыки, сначал школа, и потом колледж. С 6 класса я была тут.

- Сколько часов ты занимаешься обычно?

- Когда в форме, если я готовлюсь на конкурсы, то это может быть 8-9 часов, если мне нужно сдать академический экзамен, по программе, тогда это 5-6 часов ежедневно.  Самый минимум это 3 часа в день. Летом естественно я не занимаюсь, месяц минимум я отдыхаю.

0Z9A9203.jpg

- Расскажи о своем инструменте

- Он сделан под заказ, специально для меня. Я ждала его два года. Иногда во время заграничных поездок приходится покупать для него дополнительный билет, так как он дорогостоящий, и в багаж я его не сдаю. А внутри Казахстана проблем не возникает, он делится на две части и проходит как ручная кладь.

- Что самое сложное в музыке для тебя?

- Самое сложное - выразить её, и донести до слушателей именно в таком варианте, в котором ты сама её представляешь и чувствуешь свом сердцем, нутром. Но это не всегда получается. С технической стороны мне повезло, у меня всё получается, у меня нет срывов на сцене. Но на другом уровне, когда ты учишься в Москве, у тебя «убирают» все срывы, воспитывают как солдата, мы часто выступаем и не боимся сцены. А вот именно такое «откровение со слушателем» не всегда получается, и это в большинстве случаев зависит именно от твоего психического и морального состояния на момент выступления. Для меня очень важно быть больше «готовой головой» и сердцем. Если у меня всё хорошо, то это будет хороший концерт, если у меня будут какие-то проблемы в жизни, то этот будет всё равно заметно.

- Ты не считала, сколько у тебя было концертов в творческой деятельности?

- Хороший вопрос… Сейчас, за то время что я учусь в Москве, у нас в неделю три концерта обязательно по графику. И мне кажется 200 концертов точно было, может даже больше. Никогда не считала.

- Ты побеждала и участвовала во многих музыкальных конкурсах. Когда ты готовишься, когда едешь, настраиваешься на победу?

- Конечно. Ну как сказать, во многом это зависит от конкурса. Например, много сейчас конкурсов, где детки выезжают за рубеж и берут первые премии. Но это как правило какой-то любительский конкурс, который устраивают меценаты, чтобы люди приехали, отдохнули и поучаствовали заодно. У нас, у профессиональных классиков совсем другое направление. То есть, когда мы приезжаем на конкурс, может быть всего лишь 10 конкурсантов, но они будут такого уровня, что ты даже первый тур не пройдешь. В моей возрастной группе, после 20-ти лет, даже с 19-ти лет конкурс проводится в три тура, и чтобы претендовать на какую-ту премию, нужно минимум три раза выйти на сцену. А для этого нужно первый и второй тур отлично отыграть, а там всегда 50% отсеивается.

0Z9A9191.JPG

Я всегда настраиваюсь на победу и вообще конкурсы нужны для того, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Это мотивация. Даже у многих музыкантов есть такие проблемы, что они могут только конкурсы выигрывать, а на концертах у них не получается играть, не хватает мотивации. Так что, это не сама цель, это мотивация для роста. Ты не хочешь «ударить в грязь лицом», если тем более у тебя за спиной уже есть какие-то победы, ты должен подтвердить их. Потому что, когда ты выходишь на сцену, и тебя объявляют, говорят про твои «лавры» и достижения сперва, это реальный некий груз. Нужно выйти и все это доказать. И так каждый раз. Все свои звания и награды нужно оправдать.  

- А как тебя мотивирует сейчас твой московский преподаватель?

- Он мотивирует только одной фразой: «У меня не учатся слабые музыканты». Когда я училась в Казахстане, было меньше людей, которые занимались и играли, поэтому каждому уделяли большое внимание. А в Москве немного иначе. Музыканты очень много занимаются и все хотят к «топовому» преподавателю, профессору. И тут очень высокая конкуренция, если кто-то не справляется, его исключают. Например, когда мы поступили на первый курс, на кафедру, нас было 10 человек. Сейчас мы закончили второй курс, и нас осталось всего лишь трое. Остальных исключили, либо попросили перевестись в другие места.

- То есть в вас уже воспитывают конкретных профессионалов?

- Нам говорят, что это делают для нас, для тех людей, которые «доучатся» до конца. Чтобы, когда мы приходили куда-то наш диплом уже был показателем качества среди музыкантов. Если ты прошел школу Института Музыка имени Шнитке, то все, что написано в твоем дипломе ты стопроцентно умеешь.

- Москва. Как ты адаптировалась в мегаполисе, и планируешь ли ты там оставаться?

- Я получаю колоссальный опыт, это совсем другая школа. Московская музыкальная школа считается №1 во всем мире, это знают все музыканты. Конечно, там поучиться это огромная честь. Если ты туда поступил, и смог закончить, то ты уже много значишь в музыкальном классическом мире. И это конечно большая честь, но дом есть дом. И после окончания обучения я очень хочу вернуться в Казахстан. Для меня нет лучшей страны.

- А музыканты зарабатывают на своих концертах? Насколько сейчас можно стать богатым, зарабатывая творчеством?

- Насколько у тебя высокая классификация, уровень, настолько и будешь хорошо зарабатывать. Есть люди, которые зарабатывают 100 000, а есть те, кто зарабатывает миллион, и это даже может быть не в тенге. Все зависит от твоей энергетики, харизмы и естественно профессионализма.

- Как складываются отношения между музыкантами? Это же всегда очень творческие личности, кто-то может быть замкнутый, а кто-то мега-активный. Как вы между собой взаимодействуете?

- Ну если это люди с твоей специальности, то чаще всего это конкуренция.

- А в Москве, ты общаешься с ребятами из Казахстана?

- Да, конечно общаюсь. Мы даже проводили вечера казахской музыки. Ходили вместе на футбол, на хоккей, когда приезжала казахстанская команда «Барыс». В нашем институте устраивали вечера казахской музыки, приглашали ректора. Всем очень понравилось.

- Какая-нибудь самая необычная история, которая произошла с тобой, может быть на гастролях? Или страна, которая тебе больше всего понравилась?

- Все гастроли очень классные. Столько стран, это всегда очень интересно, новые знакомства, новые выступления, шикарные сцены, акустика, зрители благодарные.

Но больше всего мне понравилось во Франции. Мы там жили две недели, в горах, занимались каждый день. А потом две недели гастролировали по Франции с концертами. И в каждом городе нас встречал мэр, у нас были полные залы.

Я попала туда в рамках летней академии Доминик Эмарин, это баянистка №1 во всем мире. Я ездила на конкурс в Новосибирск имени Крупина, они были в жюри, заметили меня и выслали приглашение. Это было в марте, а летом, в июне мы с мамой уже туда поехали. Каждые два месяца ты куда-то едешь на гастроли, это очень интересно.

- На чем ты можешь играть помимо аккордеона?

- Я еще играю на фортепиано, и почти на всех инструментах, по слуху. Если ты музыкант, ты просто слышишь выше-ниже какая тебе нота нужна. Но больше всего помимо аккордеона я занимаюсь оперным симфоническим дирижированием. У меня будет квалификация «Дирижер оркестра». То есть когда я закончу вуз, я смогу так же дирижировать оркестром.

Свою дальнейшую жизнь ты планируешь связывать с музыкой? Что тебе больше нравится играть, сейчас вот мы слышали французские мотивы.

- Да, конечно, я планирую продолжать музыкальную карьеру. Мне больше всего нравится играть музыку эпохи барокко. Гендель, Бах, Вивальди, но самый главный конечно Иоганн Себасьян Бах.

- А казахская национальная музыка ложится на аккордеон? Что ты играла?

- Да, конечно. Я играла «Адай», «Балбырауын», «Жыр шашу», «Абыз», «Махамбет», «Арыстан Баб», «Короглы», «Сарыарка», «Абыз», и другие.

- В Москве или на гастролях вы играете больше классику, или все-таки иногда звучат казахские мелодии?

- В Москве мы всегда играем классику, потому что там школа классической музыки. Но когда просят играть на «бис» я всегда играю казахскую музыку. Казахская музыка конечно тоже звучит, на сольных концертах обязательно, без этого никак. Надо с нее начинать, потому что ты казах. И это приятно играть, чаще всего после концертов всегда подходят, спрашивают ноты, им нравится, они ее хорошо воспринимают. Просто народная музыка — это не показатель уровня мастерства музыканта, сложно показать все навыки. Как правило, такие произведения направлены на какой-то один навык.

- Недавно прошел большой концерт в «Астана Опера», расскажи о концерте, кто участвовал, кто вас пригласил, как все проходило?

- Концерт проходил в камерном зале, 26 июля в театре оперы и балета «Астана Опера». Меня пригласили организаторы, их дирекция, точнее концертный отдел. Мы связались по почте, я заранее им скинула портфолио и фотографии, меня пригласили, потому что меня уже тут знают, мы и раньше выступали. Но последние два года в Казахстане я не играла, поэтому я с радостью согласилась. Концерт прошел на высшем уровне, у нас шикарный театр, очень хорошая публика, тепло принимали и зал был полный. Помимо меня играли другие ребята, которые тоже обучаются заграницей.

- В дальнейшем, во время учебы ты планируешь выступления в Казахстане?

- Да, в октябре состоится очень престижный трехтуровый конкурс «Шабыт», Я хочу на него приехать и показать свой новый уровень.

Приятная, талантливая, воспитанная и очень трудолюбивая Аяжан вызывает только чувство восхищения. Интервью проходило в самом сердце столицы, на бульваре Нуржол девушка сыграла нам свои любимые мелодии и окончательно покорила редакцию. Желаем творческих успехов девушке с аккордеоном, и надеемся, что она воплотит все свои планы и мы еще услышим о ней в мире большой классической музыки.



также читайте:

ПРОГРАММА «БОЛАШАК»: 555 СТИПЕНДИЙ И СОВЕТЫ ОТ ДАРМЕНА САДВАКАСОВА

ФОТОГРАФ AНДPЕЙ OХOТЕНКO: «ВКO – ЭТO КOНТИНЕНТ В МИНИAТЮPЕ»

ЕНТ – ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА!

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБЕН?

ДНЕВНИК ТУРИСТА: ЧАРЫНCКИЙ КАНЬОН

ВЫСТАВКА RACING THE GALAXY: ABAYSTAN, NOMADISM И FACEBOOKSTAN

CAКPAЛЬНЫЙ МИP ВOCТOКA

ИЗ СТОЛИЦЫ С ДИПЛОМОМ В СЕЛО

Жанар Алкенова
Ruh.kz
Джамиля Мурзабекова, Ruh.kz