30 Сентября, 2019
Прима-балерина «Астана Опера» Айгерим Бекетаева: «Когда я танцую – я живу!»

Изумительный, утонченный, прекрасный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово возникло в Италии, жанр возник во Франции. А в наши дни этот вид искусства покоряет казахстанскую публику.

Заслуженный деятель Республики Казахстан, ведущая солистка балета ГТОБ «Астана Опера» Айгерим Бекетаева рассказала секреты балетной жизни в эксклюзивном интервью порталу RUH.KZ.

Айгерим Бекетаева – балерина, победительница множества международных конкурсов Казахстана, России, Болгарии и Венгрии, выпускница Челябинский государственного педагогического университета по специальности «Педагог-хореограф». В ее репертуаре самые яркие роли и спектакли столичного театра оперы и балета «Астана Опера».

_DSC7363.jpg

Ruh.kz: Вы - прима-балерина самого главного театра страны, Вы мечтали об этом в детстве, когда были маленькой? Представляли себя на большой сцене?

Айгерим Бекетаева: Как таковой мечты не было, меня привела в училище мама и до выпуска я практически не понимала, что могу стать той, кем являюсь сейчас. А что касается мечты, это проявилось уже немного позже.

Я мечтала исполнить белого лебедя (прим. балет «Лебединое озеро»), когда уже попала в театр. И с этого, наверное, все и началось. Я даже сама не поняла, насколько все серьезно, если честно. Я и сейчас стараюсь не заострять внимание и легко ко всему относиться, просто работать каждый день, делать то, что умею. Потому что если думать об этом постоянно, то это такой груз, который может помешать. У нас в театре очень много таких талантливых артистов. И мне кажется, наш театр - самый молодой из всех театров, и у нас есть все необходимые условия, начиная от пола, а это очень важно, при толчке чтобы не было большой нагрузки на колени и т.д.

Ruh.kz: Как вы пришли в балет?

- В училище, как я уже сказала, меня привела мама, там я обучалась 8 лет, после окончания меня пригласили в Казахский Национальный театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой, в то время. 

И в 2013 году мне доверили открыть наш Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» – это, наверное, самое большое счастье в моей жизни. 

Потому что девочка лет 18-ти, только пришла, и ей доверили такой ответственный спектакль, мы открывали театр «Спящей красавицей». На сегодняшний день, для меня это самый непростой спектакль, потому что в нем много технических элементов, а также сложность этого балета заключается в стиле. И еще, это «голубая классика», где есть определенные рамки и правила, которые нельзя нарушать. Если в современной классике можно, допускаются свободные движения тела, то в «голубой классике» только правила и рамки.

И хочется сказать «большое спасибо» Елбасы Нурсултану Назарбаеву, за то, что подарил нам такой храм искусства. Мы большую часть своего времени проводим здесь, практически в 10 утра заходим и вечером в 10 выходим. С перерывами, конечно, но б0льшую часть времени проводим в театре.

_DSC5025.jpg

Очень часто мы выезжаем за границу, за это отдельное спасибо руководству ГТОБ «Астана Опера», которое предоставляет нам такую возможность. Для артистов гастроли – это как пища. То есть, мы, чем больше гастролируем, тем больше растем, видим, куда нужно стремиться. Конечно же, показываем свое исполнение, каждый артист хочет показать себя, и это очень хорошая возможность. Например, в Европе зритель очень искушенный. И его просто так не удивишь. 

Мы всегда чувствуем большую ответственность, когда мы выезжаем заграницу, и всегда очень усердно готовимся. Слышать приятные отзывы от зрителей, что в столице Казахстана есть такой замечательный театр, и такая труппа, это для нас большая честь. И это очень здорово, что мы можем держать марку. Конечно, мы будем дальше продолжать работать, чтобы стать еще лучше.

Ruh.kz: Касательно рабочего графика, как вы занимаетесь? Есть время для отдыха?

Айгерим Бекетаева: Невозможно прийти в балет, чтобы просто попробовать или провести время. Нужно довольно серьезно посвящать ему время, всю жизнь, и конечно, важно, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь на сцене. Потому что, если насильно себя заставлять – ничего не получится.

Мы действительно приходим сюда в 10 утра, у нас начинается классический урок, где каждый артист готовит свое тело к главной работе, к спектаклям. И последующее время, с 11 до 14, у некоторых, у солистов с 15 до 17, потом с 18 до 21 часа идут репетиции. Мы каждый день оттачиваем навыки, каждый поворот головы репетируем. Очень многое зависит от педагога, на нем лежит большая нагрузка. Потому что мы приходим в мир балета как «неуклюжие утята», и тут нам помогают раскрыться. Каждый артист следит за собой, за формой, за своими мышцами, тонусом. Потому что очень сложно утром вставать, все «застывает», тело болит, «крепатурит», мышцы болят, и каждый день в 10 утра снова приходишь, и разминаешь мышцы, чтобы дальше репетировать.

_DSC9857.jpg

Ruh.kz: Какую роль Вы мечтаете исполнить? Или с кем выступить на одной сцене?

Айгерим Бекетаева: На самом деле я счастливый человек. Я так считаю, потому что работаю с такими людьми как мой педагог Алтынай Асылмуратова, для меня это большая честь и радость. Я даже не смела мечтать, что сама Алтынай будет со мной работать.

Алтына́й Асылмура́това — артистка балета и педагог, солистка Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова — Мариинского театра в 1982—1999 годах, прима-балерина английского Королевского балета (1989—1993) и Марсельского балета (1995—1997); народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ (2001). Художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в 2000—2013 годах, с 2015 года — художественный руководитель балетной труппы театра «Астана Опера», с 2016 года — ректор Казахской Национальной академии хореографии.

А по поводу мечты… знаете, на сегодняшний день я не ставлю себе никаких рамок, я не хочу ограничивать себя в творчестве. Балетный век короткий, я рассчитываю попробовать всё: разные планы, форматы, и современную классику, и неоклассику, и «голубую» классику. Есть еще так много того, что хотелось бы воплотить. Я очень хотела исполнить белого лебедя П.И. Чайковского, и когда эта мечта осуществилась, мне хотелось исполнять эту партию вновь и вновь. Это те балеты, на которых артист «растет». 

Что касается партнеров, то у меня самые лучшие партнеры. Наши мальчики на сегодняшний день считаются самыми сильными, для нашего театра огромный плюс, что у нас работает Бахтияр Адамжан, потому что это единственный на сегодняшний день казах, который вывел наш балет на европейский уровень. Он танцует с такими артистами, которыми мы восхищаемся, на которых мы смотрели по телевизору, на видео в свое время. И это здорово. Я тоже часто езжу заграницу, и гала-концерты — это очень здорово, это так заряжает.

Ruh.kz: Балетная жизнь откладывает отпечатки и на обычную жизнь? Вам приходится отказываться от чего-то?

Айгерим Бекетаева: Не то, чтобы мы отказываемся от чего-то, но конечно профессия требует некоторых издержек. Наверное, можно сказать, что каждый человек уникален, и поэтому у каждого это происходит по-разному. Мой смысл жизни на сегодняшний день - это балет. И я все силы, все эмоции вкладываю только сюда. Но очень много артистов, которые совмещают и работу, и семью. И ничего, имеют по трое детей и работают, все получается. То есть, мне кажется, балет ничуть не мешает, все зависит от самого человека.

_DSC9642.jpg

Ruh.kz: А в плане физической подготовки, здоровья? Есть ли какие-то правила, которые нужно соблюдать? Лечь пораньше спать, беречь ноги, не замерзать?

Айгерим Бекетаева: Ну конечно, да, нужно постоянно пить витамины, поддерживать здоровье, потому что многие микроэлементы вымываются из организма в процессе работы. Потому что занятия балетом — это невероятная нагрузка на организм, я даже словами не могу это передать. Очень-очень много сил тратится на репетициях. Плюс ко всему организм испытывает большой стресс, волнение, когда готовим спектакль. Поэтому, конечно, организм и физически нужно поддерживать: это обязательно здоровый сон, еда, часто и по чуть-чуть, конечно, каждый выстраивает по своему организму.

Ruh.kz: А отпуск у вас бывает?

Айгерим Бекетаева: О да, конечно, и это самое нелюбимое. В конце сезона, когда уже заканчиваешь последний спектакль, и знаешь, что уходишь в отпуск — это конечно здорово. Потому что хочется отдохнуть, сменить обстановку. Потому что за сезон, из-за большой нагрузки, ты уже автоматом все выполняешь. А вот когда возвращаешься... В этот раз у нас было больше месяца отдыха и это просто катастрофа. Потому что мы «вылетаем» моментально из формы. И даже три дня для нас – это уже очень много. И сейчас начало сезона, мы вышли из отпуска и все усиленно трудимся.

_DSC5655.jpg

Ruh.kz: Бывает, когда сложно физически, морально, как вы себя успокаиваете, откуда берет энергию? О чем вы думаете? Что вас заряжает?

Айгерим Бекетаева: Да, я читаю, стараюсь общаться с людьми, не связанными с театром. У меня очень много знакомых, я с ними стараюсь отвлечься. Потому что конечно приедается все иногда, наступает момент, когда «внутри пусто» и ты ищешь способ вдохновиться. Иногда я могу просто с кем-то поговорить, или послушать музыку, и я найду там нужные слова, или мелодию, которая меня вдохновит, и я снова готова в бой. Ну и конечно, общение с педагогом – это отдельная тема. Потому что этот человек знает буквально все, стоит тебе войти в зал, и он уже знает, как пройдет сегодняшнее занятие, как тебя подбодрить. Безусловно надо любить эту профессию. Без любви ничего не выйдет, потому что балет очень сильно морально давит. Есть люди, которые не выдерживают ритма. Самое сложно для меня – вставать утром.  

_DSC7992.jpg

Ruh.kz: Ощущения, которые вы испытываете на сцене?

Айгерим Бекетаева: Это самое лучшее. Вот, ради чего я работаю, несмотря на изнурительные репетиции. 

Когда я выхожу на сцену – я просто все постороннее отключаю, никого не знаю, ничего не знаю, у меня есть персонаж, и вот его жизнь, его чувства, эмоции, и это все я пропускаю через себя, и получается, когда я танцую – я живу. Я стараюсь, я хочу прочувствовать то, что прочувствовала она в этот момент, потому что все спектакли построены на эмоциональных моментах, драма, предательство, это все безумно интересно. И благодаря спектаклям я раскрыла новые краски, образы, характеры, черты, я нахожу в себе что-то новое, открываю себя.

Ruh.kz: Вы были приглашенной солисткой Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Б. Эйфмана, расскажите об этом опыте.

Айгерим Бекетаева: Да, еще раз убеждаюсь, что я счастливый человек. В том плане, что это редкий случай, поработать с таким человеком, на сегодняшний день это один из самых лучших в своем деле. Я оказалась в нужное время в нужном месте. Это классный человек. У него такая энергетика, даже просто его присутствие заряжает. Мне было приятно, что он пригласил меня на гастроли со своей труппой в Испанию и Великобританию.

Наша первая встреча с Борисом Эйфманом произошла при постановке балета «Роден».  Спустя некоторое время  мы поехали на гастроли в Санкт-Петербург, он присутствовал в зале, и после окончания прошел за кулисы и сказал, что хочет меня пригласить в тур, я не поверила. Невозможно в такое счастье было поверить, в тот момент. Я осознала это, наверное, только когда уже поехала туда работать. Но это непередаваемые ощущения.

Ruh.kz: А как на счет работы в другой стране? Были предложения, или может быть мысли какие-то?

Айгерим Бекетаева: Предложения конечно есть, и по сей день есть, это конечно приятно. Но зачем? 

У меня такой шикарный театр, в своей стране, почему, зачем уезжать? Я хочу наоборот, чтобы «там» узнали о нас, услышали, что у нас есть такой современный театр, великолепные артисты. Здесь созданы все условия, и нам остается только работать.  Я веду практически весь репертуар театра, чему очень рада.

Спартак 1.jpg

Ruh.kz: Ваш главный пример в жизни? Возможно профессиональный, или человек не из мира балета, который вас вдохновляет?

Айгерим Бекетаева: Это мама, которая каждый вечер мне пишет, как дела спрашивает, что со мной происходит, как мое здоровье, наверное, это моя самая большая поддержка. Она всегда может подсказать, направить, вдохновить. Это же единственный человек, который поможет в любой ситуации. Первый человек – это мама, потом уже, наверное, педагог. Потому что в данный момент я провожу практически все свое время с ней.

Ruh.kz: А поклонники узнают, встречают?

Айгерим Бекетаева: Часто меня без мейкапа не узнают, но зрители приходят в театр на имя, для меня уже большой плюс, зритель знает такого исполнителя... В основном конечно, в социальных сетях поддерживаем связь, много пишут. Вот кто-то говорит вы мне в «Лебедином озере» нравитесь больше, кому-то в «Жизель», кому-то в «Родене». Это все так приятно, что хочется пойти в зал и еще больше поработать. Это так подбадривает, когда зритель неравнодушен. 

Самую большую оценку для артиста дает зритель. 

Мы для аудитории творим, выходим на сцену, чтобы они увидели, оценили, вдохновились, чтобы они отошли от жизненных переживаний, суеты и на несколько часов погрузились в мир искусства. Вот, ради чего мы стараемся, работаем, чтобы люди отдыхали морально, послушали музыку, погружались, это все так шикарно написано. И частичку того, что мы делаем на сцене мы тоже стараемся передать. Стремимся показать, что танцевать легко. А на самом деле, за красивым представлением скрываются многочасовые упорные репетиции. Зритель в зале и артист на сцене друг друга дополняют. Я не стремлюсь кого-то удивить, мне просто хочется дарить зрителям эмоции, чтобы зрители верили мне и моей героине, и прожили со мной ее жизнь. 

Ruh.kz: «Рухани жаңғыру» – это модернизация сознания. Что это для вас?

Айгерим Бекетаева: Это прежде всего большая работа над собой. И достижение своих целей. Мне бы очень хотелось, чтобы люди были добрее, восхищались, улыбались, вдохновлялись. Если каждый человек по чуть-чуть начнет делать мир лучше, будет здорово!

Ruh.kz: Спасибо за интересную беседу! Желаем творческих бесед! И ждем следующей встречи на сцене! 

Жанар Алкенова
Ruh.kz
фотографии из личного архива Айгерим Бекетаевой