29 Мая 2019 72

Сакральные объекты республиканского значения Павлодарской области

<p style="text-align: justify;">
	 В 2017 году в рамках программы «Рухани жаңғыру» начата реализация общенационального проекта «Духовные святыни Казахстана», основная задача которого - возродить духовные ценности, создать предпосылки для формирования национальной идентичности и целостности исторического сознания народа. В рамках общенационального проекта во всех регионах нашей страны активизировалась работа по изучению сакральных объектов.
</p> | RUH.kz

В 2017 году в рамках программы «Рухани жаңғыру» начата реализация общенационального проекта «Духовные святыни Казахстана», основная задача которого - возродить духовные ценности, создать предпосылки для формирования национальной идентичности и целостности исторического сознания народа. В рамках общенационального проекта во всех регионах нашей страны активизировалась работа по изучению сакральных объектов.

В Павлодарской области под руководством регионального проектного офиса «Рухани жаңғыру» был сформирован список сакральных объектов, при сотрудничестве с местными с исполнительными органами и общественными объединениями начата планомерная работа по благоустройству выдающихся сакральных памятников. ВУЗами, музеями и общеобразовательными учреждениями Павлодарской области проведены десятки мероприятий направленных на изучение и популяризацию духовных святынь.

По итогам 2017-2018 годов в список сакральных объектов Казахстана общенационального значения от Павлодарской области вошли 7 памятников истории и культуры. Один из них – археологический комплекс Аулиеколь. 

Аулиеколь (2).JPG

Крупный сакральный центр средневековых кочевников Сарыарки открыт павлодарскими археологами на берегу озера Аулиеколь в 60 км северо-западнее г. Экибастуз. В результате многолетних раскопок здесь изучен некрополь XIV-XV вв. возникший в период расцвета Золотой Орды и функционировавший до времени сложения Казахского ханства.

Аулиеколь (3).JPG

       В сакральной части Аулиекольского некрополя исследованы остатки двух мавзолеев-кумбезов. Стены и купол сооружений богато декорированы терракотовыми плитками и резным кирпичом. Среди архитектурного декора, имеются образцы с фрагментами арабской вязи, растительным и геометрическим орнаментом.

Строительство сложных культово-мемориальных сооружений, подобных кумбезам Аулиеколя, подчеркивает особую роль ислама в жизни средневековых кочевников, который кроме, духовно-религиозной имел и образовательную функцию, способствовал распространению в степях Прииртышья письменности и знаний об окружающем мире.

История Павлодарского Прииртышья богата выдающимися людьми. В их числе и Султанбет султан - известный казахский государственный деятель XVIII в., один из сподвижников и двоюродный брат Абылай хана. В течении многих лет являлся правителем улуса Среднего Жуза, основная территория которого в настоящее время расположена в административных границах Павлодарской области. Сыграл важную роль в укреплении казахской государственности в восточных и северо-восточных районах Казахского ханства.

Усадьба Султанбет султана.jpg

Реконструкция усадьбы выдающегося политического деятеля Султанбет султана в 2017 году была инициирована ректором ПГПУ А. Нухулы. Усилиями коллектива университета и потомков султана резиденция была восстановлена по описаниям и чертежам, полученным в ходе архивной и источниковедческой работы.

Сегодня воссозданная усадьба Султанбет султана, расположенная в исторической части города Павлодар, открыта для посещения жителями и гостями города, интересующимися историей Павлодарского Прииртышья.

Могила Жасыбай батыра 2.JPG

Жасыбай батыр Омирулы - легендарный казахский батыр, защитник Родины, сражавшийся против джунгар, вместе с известным полководцем Олжабаем, который приходился ему дядей.

В 30-х годах XVIII века отряды казахов во главе с батыром Жасыбаем вытесняют джунгар из Баянаульских гор. Сам Жасыбай батыр погибает от стрелы джунгарского воина. Недалеко от побережья озера Шойындыколь тело Жасыбай батыра было предано земле. С тех пор в народе это озеро зовется Жасыбай. 

Могила Жасыбай батыра 3.jpg

Память о храбрости батыра Жасыбая, об его мужестве и полководческом таланте живы по сей день. Могила Жасыбай батыра расположена на старом перевале у дороги из Баянаула к озеру Жасыбай и представляет собой каменную насыпь с памятником, установленным потомками батыра в 2005 г.

Исабек ишан хазрет - известный и почитаемый в народе духовно-религиозный деятель. Родился во второй половине XVIII в. в урочище Шакшан, в предгорьях Баянаула. Происходит из рода кожа, потомок Акку ишана, сын Мурат ишана. С 7 лет обучался в медресе г. Бухара, закончив обучение и вернувшись на родину, в Прииртышье в местности Акколь-Жайильма построил мечеть и открыл медресе. Посвятив жизнь религиозному просвещению и распространению ислама Исабек ишан снискал глубокое уважение и почет среди современников как праведник и незаурядная личность. О необычайных способностях Исабек ишан хазрета до сих пор можно услышать немало легенд, в том числе рассказывают о чудесных случаях исцеления людей, страдающих от различных недугов.     

В 2011 г. усилиями общественных деятелей, организаций и меценатов Павлодарской области над захоронением Исабек ишан хазрета, его родственников и потомков был возведены каменные мавзолеи, построена мечеть и дом для паломников.

Муса Шорманов (1818-1884 гг.) - глава Баянаульского внешнего округа, государственный и общественный деятель, этнограф, фольклорист и просветитель. Он оставил заметный след в истории изучения культуры и быта казахов Среднего жуза, был дядей и духовным наставником первого казахского ученого Чокана Валиханова.

Благодаря просветительской деятельности Мусы Шорманова открылись первые казахские школы, что в последствии подарило казахскому народу плеяду выдающихся ученых и известных представителей искусства и культуры.  Уже в то время имя М. Шорманова было известно просвещенному Петербургу, членам Императорского Русского Географического Общества. В 1881 году на Всероссийской промышленной ярмарке, проходившей в Москве, были представлены экспонаты казахского национального прикладного искусства, переданные лично Мусой Шормановым.

         В 2018 году на берегу реки Ащису на родовом кладбище у села Тендик Баянаульского района Павлодарской области над могилой Мусы Шорманова был возведен мавзолей из белого камня. Высота объекта составляет 9 метров, общая площадь мавзолейного комплекса - 500 кв. метров. Данный объект пополнил список сакральных памятников, стал духовно-историческим комплексом Павлодарского Прииртышья.

Машхур Жусуп Копеев (1858-1931 гг.) – ученый, фольклорист, историк, этнограф, философ и поэт. Имя, которое дали будущему поэту при рождении - Адам Жусип, но позже, когда ему исполнилось 8 лет, ага султан Баянаульского округа Муса Шорманов за великолепное исполнение легенд, дастанов, поэм прозвал его Машхуром, т.е. «известным», это имя закрепилось впоследствии за ним в народе навсегда.

Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил просвещению народа, обучал детей и молодежь грамоте. Глубокое знание арабского и персидского языков, природный дар и талант, великолепное знание истории, обычаев и обрядов казахского народа вдохновляли его создавать оригинальные произведения, которые в разное время нашли свое отражение в изданиях хрестоматий, учебников и сборников, посвященных казахской истории и культуре. М. Копеев был не только поэтом и писателем, но и собирателем народного фольклора, оставил богатое наследие по устной генеалогии казахских родов и племен.

В 2006 г. в урочище Ескельды у села Жанажол Баянаульского района над могилой Машхур Жусупа был воздвигнут мавзолей. В настоящее время мавзолей является местом паломничества огромного количества людей из разных стран, что определяет важное сакральное значение культового объекта.

пещера Коныр аулие (1).JPG

Одним из знаменитых природных сакральных объектов, имеющим статус республиканского значения, является пещера Конур аулие (Аулиетас), расположенная в Баянаульском районе Павлодарской области.

Еще несколько столетий назад в середине XVIII века молва о необычной пещере, в которую казахи «ходят купаться и верят, якобы через то купание вылечиваются от разных болезней» - сообщает П. И. Рычков, первый член-корреспондент Императорской Академии Наук, историк Оренбургского края. Упоминания о священной пещере встречаются в трудах ученых Ч. Валиханова, Г. Потанина и других авторов досоветского периода.

Интересная информация о пещере Аулиетас содержится в путевых заметках Н. Коншина «От Павлодара до Каркаралинска»: «Пещера находится выше чем на середине горы и кажется издали какой-то черной дырой. Вход в пещеру значительно выше роста человека, имеет треугольную форму. Пещера носит ясные следы частого посещения ее казахами. К ней ездят молиться больные и просто бедные казахи, а главным образом бездетные женщины. Молиться в таких местах особенно полезно».

Пещера Коныр аулие (Аулиетас) и сегодня активно посещается паломниками. Она состоит из «зала», длиной около 30 м, который переходит в узкое, поднимающееся коридорообразное продолжение. Далее в верх ведет очень узкий проход, где находится углубление, в котором скапливается влага, стекающая по трещинам.  Подъем к пещере Коныр аулие оборудован лестницами длиной 110 метров.

Вокруг пещеры хорошо развита инфраструктура: установлены информационные щиты и дорожные указатели, благоустроена прилегающая территория, созданы все условия для паломничества и туристического посещения сакрального памятника.

Работы по изучению и популяризации сакральных объектов Павлодарского Прииртышья будут продолжены, на этот год запланированы новые проекты, научные исследования и экспедиции, по результату которых список сакральных объектов регионального и республиканского значения будет пополнятся.


Заведующий научно-исследовательской

                                    лаборатории «Рухани жаңғыру»

                                                  Margulan Centre ПГПУ Енлик Абеуова


Расскажите своим друзьям

Другие новости

16 Июля, 2019

Пересекая галактику Нур-Султана или маленький шаг, в большое будущее

15 Июля, 2019

Выставка Racing the Galaxy: Abaystan, nomadism и facebookstan

15 Июля, 2019

Кто поддержал Ержана Максима?

14 Июля, 2019

Кокшетау в день своего 195-летия вошёл в Книгу рекордов Гиннеса