23 Мая, 2018
Современные художники Казахстана в рамках подпрограммы "Современная казахстанская культура в глобальном мире"

Ruh.kz поговорил с яркой представительницей казахстанской культуры в Европе.


Алмагуль Менлибаева родилась в 1969 году в Алматы, Казахстан. Сейчас она живет и работает и в Берлине, и в Алматы. 



"Образованием мне послужила советская школа футуризма, которую в своем творчестве я совмещаю с кочевoй эстетикой", - говорит художница о своем творчестве. Алмагуль - яркий представитель современной культуры Казахстана в глобальном мире. Ее знают в Европе и США. Редакция Ruh.kz решила поговорить с художницей, чтобы осветить с ее позиции осуществление подпрограммы "Современная казахстанская культура в глобальном мире" в рамках инициативной статьи главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".



- Нам очень интересно, когда вы где-нибудь выступаете, какая целевая аудитория к вам приходит?



- Разная - и молодые, и взрослые. Знаете, все зависит от места, где я выступаю. Например, в Берлине приходят люди еще из советского поколения, которые адаптировались там. В основном конечно молодые. Знаете, я не делю, и поэтому мне кажется, что интересуются люди всех возрастов. Приходят очень многие, те, кому интересно, потому что через современное искусство они получают информацию о современном Казахстане и потому что это один из больших ресурсов. Ведь говорить и доносить что-то до человека визуально или мультимедийно - это тоже часть современного искусства. У нас очень много свободных художников, которые работают на себя, но они не должны забывать, что у нас есть центр современного искусства. Я думаю, очень интересно, что государство освещает современное искусство именно в этой позиции, это большой плюс для имиджа нашей страны. 



Во-первых, когда государство заботится о молодых художниках - это всегда хорошо, потому что именно эти художники будут активно работать через 5-6 лет. И я наблюдаю, как идет этот процесс: если я в свое время даже и не мечтала иметь такие возможности, нам было сложно, то этому поколению становится добиться чего-то гораздо легче. А это говорит о том, что молодые достигнут больших успехов, чем, допустим, я.



http://aspangallery.com/gallery/1514.jpg" style="width: 720px; height: 477px;" />



Алмагуль Менлибаева "Дети Пери", 2008 г.



- Больше возможностей.



- Больше возможностей, конечно, больше времени. Я уверена, что главный минус нашей культурной жизни - это то, что мы закрыты, до сих пор у нас есть, так сказать, “зонт” Советского Союза, когда люди думают, что это малоразвитая периферия. Это знания, которые они в себе не пересмотрели. А я думаю, именно эта подпрограмма заявляет, что в глобальном мире современная культура - это успешное сотрудничество и все очень выверенно. Наш спецпроект очень тщательно продуман и тщательно исследован. Вообще, это исследовательский спецпроект и в то же время он дает возможность показать, что вообще происходило, начиная от 40-х годов: декоративно-прикладное искусство, какие-то абстракции, а также время репрессий. Когда к нам приезжали известные художники, некоторые здесь погибли, умерли, были репрессированы. 



Это показывает интересную историю Казахстана, ее сложность. Все эти люди оставили нам свой опыт. И что интересно, как мы переняли этот опыт, как мы его дальше развиваем, что делает сейчас современный казахстанский художник, как он видит себя, как мыслит.



Талантливый современный художник ведет за собой историю и других художников. И это надо исследовать и доносить. У нас сейчас идет программа формирования, и вся эта информация требует нашего переосмысления. И конечно, очень хорошо, что мы имеем возможность показывать все за рубежом.



- Наши таланты за рубежом замечают. А как воспринимают наших талантливых художников, как воспринимают вас?



- Вы знаете, как нас воспринимают - этот вопрос очень волнует и интересует. Ведь это большая работа, ведь надо учиться выходить из скорлупы. А вы знаете что такое “выходить из скорлупы”? Вообще, я думаю, выезды в другие страны, внедрение и привнесение своей культуры, обмен художников - это очень нужно, нужно чтобы "мозговая мышца" работала, потому что только в такой здоровой конкуренции можно понять, что происходит.



Я думаю, что самое страшное на самом деле - это геттовое мышление. И в его преодолении должен помочь именно спецпроект "Современная казахстанская культура в глобальном мире". Он несет много интересного. Сейчас молодые люди сильно отличаются от предыдущих поколений и у них будет совершенно другая жизнь. Мы понимаем, что технологии развиваются и каждый день появляется что-то новое - это и коммуникации, и умение коммуницировать. И чтобы будущие художники вообще появлялись, чтобы у них были все необходимые инструменты и мысли, чтобы они занимали здесь интересные и равные позиции предстоит очень трудный путь. Это очень интересный, важный и нужный процесс.



Поэтому сейчас мы должны возвести основу и теоретическую базу, чтобы наше молодое поколение знало, что дала им родная земля, что сформировала. Мы должны все аккуратно и по крупицам собрать, чтобы передать знания.



- Спасибо за интервью!


ruh.kz
Алмагуль Менлибаева "Exodus", 2009 г.