17 Ноября, 2020
STEM-образование для всех

Что такое STEM-образование? В чем важность проекта «Караван знаний»? Какими качествами должна обладать современная молодежь? На эти и другие вопросы ответила востоковед-синолог, международный сертифицированный проектный менеджер и тренер Зарина Биюмбаева.

Зарина Биюмбаева – владелец консалтинговой компании, которая оказывает услуги в области менеджмента. Наша собеседница специализируется на социальных, предпринимательских и государственных проектах. Кроме того, она является привлеченным экспертом акселератора «Өзгерістердің саруарлары», реализуемого Казахстанским институтом общественного развития «Рухани жаңғыру».

В ногу со временем

В настоящее время в мире происходит четвертая технологическая революция: стремительные потоки информации, высокотехнологичные инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни. Меняются и запросы общества, интересы личности.

Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, 3D-проектирование и многое другое – вот что теперь интересует современных школьников всего мира. Для реализации этих интересов необходимы более сложные навыки и компетенции. Важно не только знать и уметь, но также исследовать и изобретать. Необходимо одновременно развиваться в таких ключевых академических областях, как наука, математика, технологии и инженерия, которые можно объединить одним словом – STEM (science, technology, engineering and mathematics).

– STEM – это междисциплинарный подход в обучении. Интеграция нескольких дисциплин – математики, химии, биологии, физики, информатики, искусства. В казахстанском контексте сюда также относим географию, экономику и другие науки, – говорит Зарина Биюмбаева. – STEM-подход подразумевает применение проектного обучения на реальных примерах из жизни, когда учащиеся закрепляют материал, создавая собственными руками тематические научные проекты, аналоги которых существуют в мире. Например, школьники могут сделать простейшую ветряную турбину, применив основные законы Ньютона, создать устройство для «умного дома» или 3D-модель нейронов человеческого мозга, прокачав при этом навыки программирования.

IMG-20201117-WA0007.jpg

Фото из личного архива героини 

В ходе разговора Зарина Биюмбаева отметила, что STEM-образование помогает развенчивать социальные стереотипы, которые мешают многим развиваться в профессиональном и личном плане – «технические предметы не для девочек», «математика не для меня», «я слишком отстал от школьной программы, поэтому никогда не буду умным», «ботаном быть скучно» и др. STEM-методики делают учебный процесс интересным, поскольку вовлекают учеников с разным уровнем знаний, давая им возможность сделать что-то самим и взглянуть на одну и ту же тему с разных сторон.

Ruh.kz: Какова значимость образовательного проекта «Караван знаний» для казахстанцев?

Зарина Биюмбаева: Проект запущен при поддержке компании «Сhevron Munaigas Inc» в РК и команды казахстанских профессионалов в области образования и цифровизации. Его цель – объединить усилия и ресурсы стейкхолдеров в сфере STEM и внести вклад в развитие STEM-образования в стране.

Есть несколько причин, почему STEM-образование пока не популярно в Казахстане. Первая идеологическая – отсутствует четкое понимание, почему оно важно для будущего страны, и какие конкретные шаги нужны для его развития. Далее нет соответствующей профессиональной подготовки учителей и школьной администрации. И последняя, немаловажная часть – отсутствие технологической базы, доступной для всех – интернета, компьютерного оснащения, лабораторий и т.д.

«Караван знаний» помогает разобраться с первыми двумя причинами. Мы объясняем, что такое STEM и чем оно полезно на нескольких уровнях:

●   Школьникам помогаем определиться с выбором профессии, развить соответствующие навыки, чтобы стать в дальнейшем успешными профессионалами;

●       Родителям – какие перспективы открывают STEM-профессии и STEM-навыки;

●       Учителям – повысить компетенцию в области STEM-навыков и STEM-мышления, привлекая ведущих международных экспертов к программа повышения квалификации;

●       Школьной администрации – как помочь учителям выстроить учебные процессы и комфортную для всех школьную среду.

Популяризация STEM-образования проходит через различные мероприятия «Каравана знаний» – онлайн-курсы с возможностью сертификации, воркшопы, лекции, видеоуроки, методологические материалы, интервью с экспертами в сфере образования и социальные сети. Материалы доступны всем желающим на сайте «Каравана знаний».

Ruh.kz: Почему Вы решили принять участие в акселераторе «Өзгерістердің саруарлары»?

Зарина Биюмбаева: Мне импонируют цели и задачи программы «Рухани жаңғыру». Я понимаю, насколько важно внедрять изменения через культуру и образование. Когда поступило предложение стать экспертом, с удовольствием согласилась, так как это было для меня возможностью делиться своей энергией и знаниями с молодыми, инициативными, сознательными гражданами страны. Для меня – это большая честь и ответственность.

Ruh.kz: Каковы Ваши ближайшие планы?

Зарина Биюмбаева: Я немного ограничила себя в инициативах для того, чтобы сосредоточиться на ряде важных задач. Нам необходимо разработать стратегию развития STEM-образования совместно с МОН РК, реализовать вторую часть проекта «Караван знаний», планирую запустить форум по развитию территорий и реализовать национальный проект по управлению изменениями.

Ruh.kz: Какими качествами должна обладать современная молодежь?

Зарина Биюмбаева: Молодое поколение должно обладать знаниями, наблюдать за опытом других стейкхолдеров и уметь делать выводы. У них всегда должно быть желание думать и проявлять инициативу, а не просто исполнять задачи, развивать критическое мышление, побольше читать, развивать коммуникативные навыки, эмпатию, смотреть на мир через логику систем, не однобоко. Развиваться разносторонне – культура, спорт. Изучать и правильно использовать потенциал культурного и интеллектуального кода нации.

Ruh.kz: Зарина Мусаевна, спасибо за уделенное время и интересную беседу!

 

Малика Галиева
Ruh.kz
Фото из открытых источников