11 Сентября, 2019
А Вы относитесь к этническим группам казахского народа?

В рамках проекта «История и культура Великой степи» с начала текущего года Институтом истории и этнологии им. Чокана Валиханова ведутся исследования по теме «Формирование субэтнических групп казахов на территории Казахстана в новое время».

Для реализации настоящего проекта была сформирована группа из опытных специалистов (историков, этнографов, этнологов и архивистов), состоящая как из сотрудников нашего института, так и из приглашенных ученых из других научных организаций Алматы и других городов Казахстана.

Исследование затрагивает такую крайне важную и интересную тему, как существование в этнической родоплеменной структуре казахского народа субэтнических групп, таких как: кожа, торе, толенгут, ногайлы, курама, естек, кыргыз, калмак и др. Данные группы формально не входят в казахскую родоплеменную систему жузов, но при этом являются неотъемлемой частью казахского народа и полностью отождествляют себя с ним. 
Теперь давайте выясним, что это за группы и откуда они появились.

Для людей, интересующихся историей казахского народа, большая часть данных субэтнических названий не вызовет большого удивления.

В особенности всем хорошо знакомы такие группы, как торе и кожа.
Всем известно, что торе – не род и не племя, а особая группа внутри традиционной социальной структуры казахского общества. Это сословие, состоящее из представителей правящей степной элиты: ханы, султаны. Свою родословную они начинают непосредственно от самого Чингисхана и его ближайших потомков. В случае Казахстана это потомки Джучи (по-казахски Жошы) – старшего сына «Сотрясателя Вселенной». То есть торе – это чингизиды, которые в период Казахского ханства становятся правителями. Высшей аристократией могли быть только люди, имевшие принадлежность к сословию чингизидов-торе.

К примеру, из выдающихся казахских деятелей относились к этому сословию такие личности, как Чокан Валиханов, Алихан Букейханов, Санжар Асфандиаров.
Кожа – это также социальная группа в бытность традиционного казахского общества, уходящая своими корнями в личности первых арабских ходжей, т.е. миссионеров-проповедников ислама среди тюркских племен Казахстана начиная с еще с VIII века. Именно потомки тех ходжей в казахском обществе и образуют сословие мусульманского духовенства (ишанов, имамов, устазов) и станут известными под именем кожа (кожалар).

Данная группа также дала ряд известных деятелей в истории Казахстана: акын Шортанбай-жырау, писатель Мухтар Ауэзов, кинорежиссер-документалист Калила Умаров.


К указанным двум группам, изначально имевшим исключительно сословную принадлежность, следует добавить группу толенгут, которая в казахском обществе также являлась исключительно сословием, состоящим из класса служилых людей – дружинников султанов и ханов. К примеру, у хана Абылая было 5 тыс. юрт толенгутов (или толенгитов), 1 тыс. из которых впоследствии досталась в наследство Кенесары хану. Считается, что в этническом плане толенгиты происходят от телесских племен Алтая, которые стали расселяться на территории Казахстана еще со времен Великого Тюркского каганата (сер. VI века) и затем вошли в состав казахского народа, но при этом не стали частью системы жузов. В более позднее время (XVIII–XIX вв.) толенгутами у казахов становились кыргызы, татары, башкиры и калмыки. Группа толенгут также дала стране ряд выдающихся деятелей: Шеменбай Досайулы (соратник Исатая и Махамбета), Батырбек Алжанов, Сахыпкерей Аргыншиев, Дина Нурпеисова.


Если указанные выше три группы (торе, кожа, толенгут) в прошлом являлись социальными сословиями в традиционном казахском обществе, то такие группы, как ногайлы, кыргыз, естек, калмак, имеют иноплеменное, или инородческое, происхождение, и именно в таком качестве вошли в состав казахского народа в разные исторические периоды.
Ногайлы (также называемые ногай-казахами) являются потомками ногайских племен-переселенцев из Крыма, пришедших к хану Нуралы, правителю казахского Младшего жуза, который приблизил их к себе, выделив ¼ часть всех земель и пастбищ в своем владении. По времени эти события соответствуют 1790-м годам. Примечательно, что после распада Ногайской орды в конце 1590-х гг. часть ногайских мурз (правителей) ушла в подданство к казахскому хану Хакназару. Однако ногайлы – это именно потомки ногайских родов, переселившихся из Крыма. Любопытно то, что представители ногайлы проживали на землях Младшего жуза, при этом себя к данному объединению они не относили. Из казахов-ногайлы также вышли выдающиеся люди: поэт-переводчик Гумер Караш (Карашев), трагически погибший в годы гражданской войны, советский и партийный деятель Казахстана Мустаким Иксанов.

Происхождение группы кыргыз по времени относится к походам Абылая в кыргызские земли на территории Чуйской долины (современный Кыргызстан) в 1770-х гг., когда им были привезены несколько тысяч кыргызских аманатов, поселенных на территории Кокшетауского округа и образовавших две волости – Бай-Кыргызскую и Жана-Кыргызскую. Также поселение кыргызов на территории Казахстана связывается с событиями походов хана Кенесары в кыргызские земли в 1840-х гг. Считается, что кыргызы были включены и теперь находятся в составе родового подразделения аргынов – атыгай, хотя и высказываются мнения об особливом положении группы кыргыз в казахском этносе. На сегодняшний день казахи рода кыргыз проживают в основном на территории Акмолинской, Карагандинской, а также Актюбинской областей.

Группа в составе казахов естек имеет башкирские корни и состоит из башкир, переселявшихся к казахским ханам и султанам в период XVIII века, когда башкиры вели борьбу с царскими войсками. Поселяясь на казахских землях, переселившиеся башкиры становились приближенными (толенгутами) приютивших их ханов и султанов, получая от последних земельные наделы, скот, а также жен. Естеки, служившие у Абылая, собирали в его пользу налоги с подвластного населения. Также известны случаи, когда казахские правители усыновляли бежавших к ним башкиров.

Само же слово «естек» имеет тюркское происхождение и употреблялось казахами для обозначения башкир, а также барабинских татар. У самих же башкир «естек» имеет форму «иштяк» и происходит от имени прародителя башкир. Еще одна версия: под словом «иштяк» подразумевает языческие угорские народы (ханты, манси), к примеру, собственно русское название хантов в прошлом было «остяки». В итоге бежавшие к казахам башкиры под именем естеков осели между другими казахскими родами и затем влились в их состав.


В родоплеменной структуре казахов также присутствует группа калмак – это потомки тех ойратов и волжских калмыков, которые в силу разных исторических обстоятельств поселились на казахских землях в основном со второй половины XVIII века. Группа калмак также имеет обозначение во множественном лице, как хальмгуды. Из калмыков или ойратов казахская знать брала себе жен, вербовала толенгутов. По сведениям Чокана Валиханова, у хана Абылая было четыре жены калмычки, а также то, что казахи женились на калмычках, поскольку считалось, что от таких браков рождаются красивые дети.

Кроме того, великий бий Среднего жуза Казыбек по прозвищу Қаз Дауысты (в пер. Гусиноголосый) имел предков калмыков.
Особое положение по своему происхождению и истории занимает группа в составе казахов курама. Данная группа появилась вследствие событий 1720-х гг., когда под натиском джунгар (ойратов) казахские племена и рода всех трех жузов почти в полном составе переселились в Среднюю Азию (Бухару, Ташкент и Ахангаранскую равнину). В 1730–1740-хх гг. казахи стали постепенно переселяться назад на север в родные степи, однако часть казахов – кедеев, как говорит Шакарим (т.е. бедная часть, не имеющая достаточно вьючного скота), не смогла переселиться в родные края и поэтому осталась на землях Ташкентского оазиса и Ахангаранской (Ангренской) долины. Оставшиеся казахи стали переходить к оседлому земледелию, селиться аулами, строить жилища из глины, а также вступать в браки с местным оседлым тюркским и иранским населением. Таким образом и появились курама, что в переводе с казахского и ряда тюркских языков означает «состав, смесь, соединение», т. е. из самого названия следует, что общность курама составилась из разных этнокультурных элементов, но при этом этнической основой были именно казахи. Курама образовали переходную группу между казахами степняками-кочевниками на севере (Туркестанско-Ташкентский оазис) и оседлыми сартами и таджиками, но по своему физическому типу, менталитету, обычаям и, конечно, происхождению примыкали к казахам. Имея отличия в образе жизни – оседлое земледелие, постоянное место жительства в поселках, курама при этом не потеряли скотоводческих навыков, разводя овец, лошадей и верблюдов. Курама жили преимущественно в районе Ташкентского округа (который с 1868 по 1886 г. носил название Кураминского), в Ахангаранской (Ангренской) долине, а также часть их переселилась в Ферганскую долину. По итогам национального размежевания 1924–1925 гг. произошел раздел курамы между Казахстаном и Узбекистаном. С того момента курама, вошедшие в состав Казахстана, причисляются к казахам, а другая часть, оставшаяся в Узбекистане, включена в состав узбеков.

Таково вкратце описание тех субэтнических групп казахского народа, которые в настоящее время исследует ученая группа ИИЭ им Ч. Ч. Валиханова. К концу года ученые планируют подготовить сводный труд, посвященный этническим группам казахского народа. До сих пор очень много сведений об этих же группах отсутствуют, поскольку добыть их – непростое дело. В основной части изучение субэтнических групп казахов требует полевых исследований и экспедиций в аулы и поселки, где можно расспросить старшее поколение, как хранителей семейных и родовых шежіре и прочих преданий.

P.S.

В заключение, хотелось бы сказать, что исследовательская группа очень надеется, что на данную статью откликнутся люди, которые по своему происхождению происходят из указанных групп или просто располагают материалами по теме и смогут сообщить интересные сведения.

К примеру, очень хотелось бы найти людей, происходящих из группы курама, или людей, обладающих сведениями о них. Но сведения обо всех группах будут очень интересны и с радостью будут приняты исследователями. Обращаться можно по e-mail: Tımur-Eccehomo-1988@yandex.ru.

 

 

Тимур Рыскулов,

научный сотрудник ИИЭ им Ч. Валиханова

Региональный офис "Рухани жаңғыру" г. Алматы