29 Сентября, 2019
Тинкай Кретова: знаток тюркской духовной культуры

Во всем мире отметили Международный день туризма. Это праздник всех тех, кто любит путешествовать, и тех, кто помогает другим увидеть мир, а также познать родную страну. К таковым относится героиня моего материала – знаток тюркской духовной культуры, лауреат многих республиканских литературных премий Тинкай Кретова.

Моя собеседница с первых минут располагает к себе искренностью и добротой. Она открыта для окружающих, ей всегда хочется поделиться частичкой своей любви к Родине, к людям, населяющим просторы Великой степи. При встрече с ней у многих возникает вопрос, откуда у девушки славянской внешности, такой интерес к культуре кочевых народов?

7017fd09-eb27-45c2-b433-20b71a3901c1.jpg

Культура казахского народа для меня не чужая, а родная. Эта культура моей страны, моего многонационального народа, – поясняет Тинкай. – Мои родители – издатели, через них прошло много книг казахстанских авторов, к примеру, известного поэта и писателя Олжаса Сулейменова. В детстве я маме с папой часто помогала, поэтому зачитывалась отечественной художественной и познавательной литературой. Помню, что мне всегда нравились книги из серии «Слово седьмое». Получается уважение к истории и культуре казахского народа мне прививалось чуть ли не с рождения, можно сказать «впитала с молоком матери». Когда выросла, решила связать свою жизнь с туризмом, получила соответствующее образование. Путешествуя по нашей необъятной стране, имею в виду не курорты и отели, а степи и горы, невозможно не постигать кочевую философию. Лично для меня работа в сфере туризма и увлечение кочевой культурой – не разрывные вещи, они взаимосвязаны.

 3234c9fb-abbb-43c4-aad9-d3952d1ca14f.jpg

Реальность превзошла фантазию

Только побывав в разных уголках Казахстана, Тинкай Кретова поняла, насколько разнообразна и уникальна природа Великой степи. Реальность превзошла все ее ожидания.

– У моих родителей есть дача в алматинских горах. В детстве они устраивали семейные походы. Мне всегда казалось, что чем дальше уйдешь в горы, тем встретишь больше волшебства, – рассказывает путешественница. – Просто я увлекалась фантастикой и считала, что именно осенью могу найти дверь в параллельный мир. Став взрослой, стала путешествовать по Казахстану. На западе неоднократно посещала Мангышлак, который для меня очень многое значит, часто бываю в южной и центральной части страны. И тогда я поняла, что собственно это и есть дверь, только она немного иначе выглядит и немного в другие параллельные миры ведет. Это оказалось гораздо лучше, чем мне мечталось в детстве. Потому что у нас существуют разные ландшафты, разные люди, разные менталитеты, даже знаете разные правила, по которым строится жизнь. На святых местах, допустим в Мангышлаке или где-нибудь в центре Сарыарки, ты чувствуешь себя по-особенному, так как на тебя воздействуют разные законы бытия.

c4e6e862-6952-490d-8118-c57832e13436.jpg

Поговорим о сакральности природы

В программной статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», особое место занимает проект «Духовные святыни Казахстана». Наша страна богата святыми местами и историческими объектами. В этом неоднократно убеждалась и наша героиня.

– Сказать честно, у нас вся земля сакральная, тот же Буйыртау, парку 8 лет, а в нем столько всего представлено: и эпоха бронзы, и эпоха саков, и эпоха тюрков, и природные достопримечательности. Этого у нас везде много, то есть по сути любую территорию в Казахстане огради и начни ее защищать, и там действительно будет что охранять. Конечно же это нужно делать, – говорит Тинкай Кретова. – Было бы здорово, если бы все осознали тот факт, что в принципе родная земля вся сакральная, где бы она не находилась: на заднем дворе, в парке или на защищенным государством месте. Это важно потому что только через землю мы получаем информацию о самих себе, у нас раскрывается свой культурный код, заложенный в генах, доставшийся нам от предков. Именно тогда к нам приходит осознание того, чего невозможно получить путем догмы и изучения разума.

e00e6acc-de4a-4a2e-ac47-0458aad84880.jpg

В прошлом году Тинкай участвовала в экспедиции «Сакральный Казахстан», где девушка вместе с товарищами исследовала рукотворные памятники. В их числе была мечеть, расположенная в селе Акколтык Восточно-Казахстанской области. Культовое сооружение, построенное без единого гвоздя, удивительное творение человеческих рук. Деревянной красавице более 100 лет, но она выдержала испытание временем.

– В этом селе живет одна единственная бабушка-старожил. Ей 90 лет, у нее если не ошибаюсь 15 дочерей, которых она вырастила, обучила и отправила по всему свету. Главная цель долгожительницы – сохранить и реконструировать мечеть. И как мне кажется, если у каждого сакрального места будет хотя бы один такой защитник, то в общем все у нас будет хорошо, – считает Тинкай Кретова.

7807c575-0122-4efd-9333-2a6203def407.jpg

Ruh.kz: Какие сакральные места Вам больше всего запомнились? Куда бы Вы посоветовали съездить другим?

Тинкай Кретова: Считаю, что нужно побывать во всех регионах Казахстана. Невозможно жить в одном регионе и считать, что ты знаешь свою страну.

Мангышлак – это дно древнего океана, его частью является плато Устюрт, где просто невероятные пейзажи, которые ты не увидишь во сне, не представишь в фантазии, их нужно увидеть своими глазами. Одна из загадок полуострова – шаровидные конкреции возрастом 120-180 миллионов лет. Урочище Бозжира, берег Каспия, мыс Жигылган (Упавшая земля) – это сумасшедшие места и там еще четыре сотни таких мест. Ну, разве можно туда не съездить, я думаю, что нет.

d4a683cf-b624-417c-8991-3a1ebc2d10c6.jpg

Нельзя не посетить Центральный Казахстан, потому что Сарыарка – это «колыбель кочевых цивилизаций». Там нужно побывать хотя бы ради Улытау, справедливо считающейся «колыбелью казахского народа». Это точка отсчета нашей государственности, это фундаментально важный в нашей истории регион. А какая в тех местах природа, степь – настоящая степь, которую воспел знаменитый композитор Курмангазы. Ну, разве можно это не увидеть.

Южный Казахстан – территория, на которой сосредоточены многочисленные памятники исторического и культурного наследия Казахстана. Чего только стоит священный город Туркестан. Опять же нельзя не посетить столь важный для нашего народа, в духовном смысле, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, если ты едешь туда, то нужно посмотреть и на один из главных святынь региона – мавзолей Арыстан-Баба. А коль уж ты находишься на юге страны, то как можно пропустить другие достопримечательности. Невозможно описать словами красоту южноказахстанских гор, их снежных вершин. Одно из моих любимых мест – ущелье Сайрам. Люблю бывать и на каньоне Аксу, который называют украшением заповедника Аксу-Жабаглы, расположенного в горах Западного Тянь-Шаня. Нельзя там не побывать правда же?

33cccdb2-215d-4e35-9650-0bf1064fe05a.jpg

Восточный Казахстан – кладезь сакральных мест. Белуха, Язевое озеро, Бухтарма, Зайсан, где динозавры водились. Потрясающее озеро Маркаколь, которое называют казахстанским полюсом холода, там температура достигала минус 56 градусов. Разве можно не побывать на Алтае? Конечно же нет.

Получается, где бы ты не жил, в каком бы из регионов нашей страны, во всех остальных найдется место, кардинально отличающееся от края, в котором ты вырос. Поэтому свою страну нужно знать. Это нужно для того, чтобы понимать свой народ, понимать, как тебе двигаться дальше, куда эту большую машину, то есть страну вести, ведь мы все винтики этого большого механизма.

e57838e5-62d1-46ed-8a0e-b4cdece26189.jpg

Даже если не говорить о природе, а о городах, то они тоже очень сильно друг от друга отличаются. Я родилась в Алматы, но в Нур-Султан влюбилась из-за воздуха, из-за степи, из-за просторов, переехала сюда потому что безумно полюбила столицу. Но в тоже время мне очень нравится Шымкент с его радушием, гостеприимством, простыми людьми, замечательными ценами и вкусной кухней. 

bbe4caf7-ba02-4ea6-92da-6b711becfb45.jpg

Очень люблю Актау – там живут люди, которые кармически заслужили каждое утро видеть море и купаться в нем с мая по сентябрь. Я бы тоже так хотела. Это пожалуй мои любимые города. Но опять же, если ты хочешь быть настоящим гражданином своей страны, то должен знать все ее уголки и естественно побывать в Караганде – наверное в одном из самых интеллектуальных городов Казахстана и опять же в Усть-Каменогорске, так как это промышленный регион и рядом с ним находится Алтай, а также все наши важные исторические места. Посетить нужно все столицы включая и нефтяную – Атырау.

Ездить внутри страны полезно и с точки зрения здоровья. Поскольку я работала в туризме то точно знаю, что когда ты посещаешь совершенно отличающийся регион, допустим Турцию, несколько дней у тебя уходит на акклиматизацию там и когда вернешься домой снова. Это стресс для организма, гораздо меньше стресса получаешь, путешествуя по родной стране и насколько это полезнее: с экономической точки зрения, с культурной и c патриотической. Это также как считается, что лечебные травы нужно употреблять с того региона, в котором ты родился. Не нужно привозить откуда то, к примеру, с Горного Алтая и так далее. Не потому что эта твоя земля, состав микроэлементов тебе больше подходит. Или тот же кумыс. Если вы выросли в Северном Казахстане, вам никогда не понравится южноказахстанский кумыс: он будет для вас слишком кислым, слишком резким, вам будет казаться, что чего-то не хватает. По моим личным наблюдениям это происходит именно так. По крайней мере я для себя поняла, что мне привычней традиционная казахская еда приготовленная на юге, потому что я оттуда родом и в основном там это все ела.

Ruh.kz: Где бы Вы еще хотели побывать?

Тинкай Кретова: В этом году исполнилась моя заветная мечта. Я два раза побывала в Улытау. Эта моя давняя мечта, я даже удивилась что она сбылась. Как дальше жить не знаю. Шучу конечно, в моих планах побывать в Костанае и в Северном Казахстане, чтобы посмотреть на бесконечные поля. Для меня сейчас это все плохо представляется, я привыкла к степи, к равнине, к пустыне, но не к целинному аграрному краю. А так я очень соскучилась по Мангышлаку, хотя была там целых 3 раза. Хочу еще. Я просто готова туда ездить снова и снова.

c3c4badb-1d13-4c70-89b1-6a144c95f15c.jpg

Ruh.kz: По Вашему насколько важно сохранять маршруты для туристов?

Тинкай Кретова: К сожалению, у меня по этому поводу мнение немного не современное. Я не люблю туризм, так как в 21 веке потребность в туризме это скорее всего потребность в релаксации, а когда ты едешь релаксировать, то это получается курортный отдых – много лежать, кушать, ни о чем не думать. Есть еще активный отдых, спортивный – кататься на лыжах, гонять на конях, велосипедах, получается ты выбрасываешь энергию. Туризм по сакральным местам – это не рекреация, это не спорт, это духовный опыт и к нему нужно быть готовым. Если направлять к сакральным местам большие потоки туристов, а те не будут готовы к получению духовного опыта, если люди будут искать рекреации или какого-то отрыва, то не они ничего не поймут и не почувствуют, и местам нанесут только урон.

39c6a606-99b9-4e69-9ebb-5d723c798291.jpg

Ruh.kz: Что из себя представляет рекреационный отдых?

Тинкай Кретова: Рекреационный отдых – это допустим Алаколь, Боровое, Балхаш, Каспий, где можно просто созерцать, отдыхать душой и телом. А культурный, где ты ищешь и познаешь, своим разумом пытаешься что-то понять. Допустим, приезжаешь в Мангышлак и тебе сложно ходить, жарко, мало воды, там водятся ядовитые пауки, скорпионы, а тут стоит подземная мечеть, в которой живет ширакши со своими детьми, учениками и принимает огромное количество паломников. Этим он будет заниматься всю жизнь, и до него это все делали, примерно, еще 10 учителей духовных. Тогда ты начинаешь понимать, что такой суровый край воспитал в людях невероятную силу духа. Каждый, кто туда приезжает, сам начинает по-особенному относиться к сакральным местам, духовному опыту. В общем, культурный туризм – больше работа, чем отдых, это работа души. Это саморазвитие и познание себя. Я люблю, когда делают хорошие дороги, мне нравится, когда ставят беседки, особенно мусорки. Все это великолепно, но к моему большому сожалению, чем лучше дорога к туристскому месту, тем менее это место становится диким и самобытным. превращается в парк. Однако это мое личное мнение. Возможно природа и должна быть общественным достоянием, может быть люди и должны попадать куда угодно, все трогать и ко всему прикасаться. Я не знаю.

34b83e13-24f6-4f88-8969-f8abdfaaa792.jpg

Ruh.kz: В настоящее время Вы стали частью небольшой команды, которая занимается развитием внутреннего туризма. Расскажите об этом?

Тинкай Кретова: После переезда в Нур-Султан я стала находить знакомых, которые занимаются этнокультурной сферой. Как-то одни из них сказали мне, что порекомендовали меня ребятам, занимающимся развитием внутреннего туризма, так все и началось. Мне понравилось, что Мухтар Фархадулы и его сестра (основатели турфирмы) в первую очередь делают акцент на развитие села, на экотуризме и на туризме с применением наших традиционных моментов, то есть где-то это поход, где-то походная пища, где-то разговоры у костра, где-то посещение культурных памятников. Все это не просто отдых. Вот приехали мы в Ерментау, можно было просто подняться на поляну, покушать, прогуляться, пострелять из лука и отправиться назад в город. Чтобы бы это дало? Это дало бы пользу организму, все-таки чистый воздух, солнце. Но ребята обязательно возят своих туристов на места, где находятся балбалы, сакские курганы, памятники эпохи бронзы, чтобы те кроме телесной пищи получили духовную пищу. Мне это импонирует на 100%, этим сама занимаюсь, поэтому мы и подружились.

IMG_20190828_WA0005.jpg

Ruh.kz: О чем Вы рассказываете своим клиентам во время экскурсий?

Тинкай Кретова: Поскольку я не экскурсовод, то просто делюсь тем, что узнала из своего опыта. Я объясняю почему нас так тянет путешествовать. Раньше мне казалось, что это наследие кочевых предков, они кочевали поэтому и я кочую. Но совсем недавно выяснила, что дело в гене охотника-собирателя, который в каждом из нас проявлен, в основном в большей степени. Этот ген требует идти и собирать. Мы охотимся за впечатлениями, мы собираем воспоминания – это потребность нашей души, с этим ничего нельзя поделать. Я рассказываю о степных кочевниках: скифах и саках; о волнах духовной экспансии, которые прокатились по планете одновременно с появлением саков; рассказываю о том, как с появлением тюрков по всей планете прокатывается волна духовного развития, которое у нас просто реализуется в системе мировоззрения Тенгри. Много рассказываю про философию и путь тенгрианства, как путь осознания себя – неотъемлемой части природы. Дело в том, что наши предки жили в гармонии с природой, они обладали тем, что для нас сейчас кажется сверхъестественным. Например, видеть в степи на колоссальном расстоянии, сейчас бы нам понадобился бинокль.

c5556213-1ff8-4a01-93f8-aecf3a6f6674.jpg

Раньше считалось, если казах-степняк, смотря на большую медведицу, видит у третьей, по-моему звезды, в ручке ковша звездочку спутника, значит у него хорошее зрение (Я не могу это увидеть в линзах). Раньше предки, да и сейчас проживающие в Баян-Улгий этнические казахи, могут приложить ухо к земле и сказать, на каком расстоянии от них и в каком направлении скачут лошади, есть ли всадники, есть ли хромая лошадь. Они точно знают их ли это табун скачет или там меньше лошадей, чем положено. Для нас это кажется сверх способностью, а для них это норма. Данный факт вселяет надежду, что во-первых человек на все способен, когда он идет рука об руку с природой, и во-вторых этого ни в коем случае нельзя терять. Сегодня мы усердно изучаем природу, человека, космос, океаны и так далее. Но чем больше мы изучаем, тем меньше мы понимаем. Вот все равно, что я с вами разговариваю. Я знаю, как устроен человек, как работает сердце, где находится мозг. Мне дает хоть какое-то представление о том, какой вы человек? Конечно же нет. Вот точно также с природой, мы можем изучать ее бесконечно, но чтобы ее понять нужно с ней напрямую общаться и взаимодействовать.

a1ae32d2-7667-402c-9d94-56afa1ed3867.jpg

Ruh.kz: Для чего нужно изучать кочевую культуру?

Тинкай Кретова: В настоящее время встречаются две крайности: либо полное отрицание своих традиций, такие как стыдно ходить в национальной одежде, на свадьбу одеть национальное платье; либо полное погружение с недостаточным количеством знаний. Существует очень много традиций, о которых я знала с детства, но про них в подробностях описывается только сейчас. По мне кочевую культуру нужно знать, хотя бы потому что это про нас. Не обязательно быть историком, не обязательно вникать в какие-то нюансы, но хотя бы понимать откуда пришел тот или иной бытовой ритуал, является ли он исконно нашим или пришел к нам от далеких предков саков или скифов. Потому что все-таки казахи, как и в принципе вся евразийская степь – это наследники именно степных кочевников, а у них было совершенно уникальное мировоззрение, которые находят переклички с кочевниками Австралии, США, Африки. Конечно, переклички есть, но тем не менее культура наших кочевников настолько уникальна и бесценна, что терять ее ни в коем случае нельзя. 

1f894671-4d13-424a-afea-8f63916219c5.jpg

Неправильно, если наши дети не будут знать кем являлись их предки. Поэтому так важно понимать самих себя. Наш внутренний зов к путешествиям – это следствие того, что предки кочевали, а потом в один момент, так политически сложилось, что им пришлось остановиться, кочевье стало под запретом, но зов то остался. И вот сейчас, чтобы этот зов не перерастал во что-то радикальное, нужно осознавать себя. Необходимо понять, что мы люди с потребностями к постоянному саморазвитию и постоянному движению. Я все чаще замечаю, что многие люди не хотят работать на одной должности, на одном месте на протяжении 20-ти, 30-ти, 50-ти лет, как это делали наши родители, современное поколение меняет профессию несколько раз в жизни, в связи с этим испытывают стресс, но эта норма иметь разные виды деятельности, бывать в разных местах и постоянно к чему-то стремиться. Наверное, осознав кем были наши предки мы поймем свои мотивы, начнем к ним правильно относиться и рационально выстраивать свою жизнь.

42b0587f-2359-481c-a846-4eae02d52e12.jpg

Ruh.kz: У Вас есть книги, в которых Вы описываете уникальность природы нашей страны и ее многогранный народ. Расскажите о них подробнее.

Тинкай Кретова: У меня две книги «Қазтабан» и «Казахстанец», обе абсолютно автобиографичные. «Қазтабан» – о Казахстане, об опыте, который ты получаешь в дороге, о том, что хочется почувствовать себя на своей земле. «Казахстанец» – основана на очерках, написанных в ходе исследовательской экспедиции «Сакральный Казахстан». Часть глав – это мои впечатления от нашей природы и мои патриотические чувства, а в других главах рассказываю об интересных людях, пытаюсь объяснить, что каждый человек имеет право на свою точку зрения. В общем я просто путешествую и пишу об этом.

e7b1c5ea-b345-458f-9689-65767284d5ec.jpg

(прим. автора) Во время интервью Тинкай промолчала, что в 2016 году она стала лауреатом литературной премии «Алтын Тобылғы» («Золотая Таволга»). Повесть «Қазтабан» признана лучшим произведением, посвященным 25-летию независимости Республики Казахстан «Тәуелсіздік тұғыры».

0c4c4f5b-e582-4976-813e-85d4cad16711.jpg

Ruh.kz: У Вас красивое имя Татьяна. Почему Вы решили взять псевдоним?

Тинкай Кретова: Мне нравится, как меня зовут, но для творчества захотелось взять что-то особенное. Тинкай – это древнетюркское имя «тин» как и казахское «тен» означает «равный», «подобный».

f9f6614f-e741-45e7-8a54-7444df21861a.jpg

P.S. Тинкай Кретова понимает свой народ, землю, язык, традиции. Прочитав ее книги, ты не остаешься равнодушным, хочется побывать в местах, описанных ею с такой любовью, увидеть все своими глазами и конечно же, проникнуться тюркской духовной культурой.

 602b0602-6439-44bf-9a6f-b712cc943837.jpg

Малика Галиева
Ruh.kz
Фото предоставлено Тинкай Кретовой