30 Октября, 2017
«Творческий гений Баки Урманче: Евразийский контекст»

В Национальной художественной галерее «Хазине» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казанский Кремль) прошла международная конференция «Творческий гений Баки Урманче: Евразийский контекст» к 120-летию художника.


Художник Баки Урманче внес весомый вклад в развитие изобразительного искусства Казахстана.



 



В конференции приняли участие ведущие ученые Татарстана, Казахстана, Дагестана, Молдовы, Москвы, Санкт-Петербурга и Новороссийска. От Государственного музея искусств им. А. Кастеева с докладами выступили директор музея, профессор Гульмира Шалабаева и руководитель центра менеджмента и внешних связей Клара Исабаева.



 



Народный художник РСФСР, народный художник ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая Баки Урманче - был первым татарским художником, получившим высшее профессиональное образование. В начале это были казанские художественные мастерские (1919 год), а затем ВХУТЕМАС. Он стоял у истоков татарского профессионального художественного образования.  В его непростой творческой судьбе отразились полные драматизма и трагизма события 20 века. В 1926 году он возвращается после учебы в Москве в Казань, работает преподавателем, завучем и руководителем художественной школы,  пишет собственные картины, организует художественно-керамические мастерские, делает иллюстрации, пишет статьи и читает лекции. В 1929 году Баки попадает под волну сталинских репрессий по обвинению национализме и отправляется на пять лет в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). После возвращения из Соловков переезжает в Москву, где его принимают в Союз художников СССР.



 



В 1941 году Баки Урманче приглашают в Алма-Ату - комитет по проведению 100-летнего юбилея Абая поручает ему работы по живописи и графике, он остается в Казахстане до 1956 года. Считается, что лучшие работы того времени по живописи и графике созданы художником именно здесь: портреты Абая, Амангельды, Ауэзова, картины, пейзажи, натюрморты и другие. Он внес весомый вклад в развитие изобразительного искусства Казахстана. В коллекции Музея им. А. Кастеева имеется немало его работ, в том числе и портрет легендарного казахского академика Каныша Сатпаева, открывшего многие месторождения природных богатств  республики, уже много лет украшает постоянную экспозицию Государственного музея искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан.



 



«Разнообразное творческое наследие Урманче составляет значимую страницу в истории развития изобразительного искусства Казахстана. 24 авторских произведения бережно сохраняется Государственным музеем искусств им. А. Кастеева. В их числе 11 живописных, 11 графических и 2 скульптурных произведения, созданных мастером в период с 1929 по 1958 годы.



В условиях региональной ситуации появление мастера, владеющего навыками французского импрессионизма,  владеющего множеством художественных языков, прошедшего путь освоения европейского художественного опыта при сохранении национального духа не могло не оказать влияния на развитие местной школы. Важным моментом стал тот факт, что Баки Урманче оказался в Казахстане в начале 40-х годов – именно в тот момент, когда шло формирование основного фундамента профессиональной школы изобразительного искусства», - рассказала директор ГМИ им. А. Кастеева Гульмира Шалабаева.



 



По окончании пленарного заседания конференции в галерее Баки Урманче Национальной художественной галереи «Хазине» открылась ретроспективная выставка художника  «Я наслаждаюсь только самой работой» из музейных и частных коллекций, на которой внушительную и впечатляющую часть составили работы казахстанского периода – портреты Шары Шиенкуловой и другие, пейзажи Алма-Аты, Гурьева и Балхаша, натюрморты и другие работы.     


ruh.kz
Пресс-служба Государственного музея искусств им. А. Кастеева