26 Мая, 2018
Великому композитору Курмангазы Сагырбаеву была отдана дань памяти со стороны уральских ученых

Члены международной научной экспедиции в рамках проекта «Голос предков из глубины веков», являющегося частью спецнаправления "Рухани қазына", рассказали о результатах поездки и поделились своими впечатлениями.


В рамках подпрограммы “Туган жер” мы не только повышаем патриотизм и любовь к Малой Родине, но и акцентируем внимание на важных исторических личностях, которые были выходцами разных регионов страны. 



Редакция сайта Ruh.kz хотела бы напомнить о жизни великого кюйши. Скоро мы узнаем новые данные о жизни значимого композитора, поэтому сегодня стоит вспомнить, что уже нам известно о жизни выдающегося музыканта.



Жизнь Курмангазы Сагырбаева



https://the-steppe.com/img/life-history-article/img/korkyt.jpg" style="width: 720px; height: 471px;" />



Выдающийся кюйши пришел в этот мир в 1806 году, а покинул его в 1879, прожив долгую и значимую для казахского народа жизнь. Его произведения описывают трудные годы истории Казахстана и личные трудности, которые переживал музыкант. В его кюях можно найти и его жизненные размышления, и невероятные зарисовки казахской степи, и национальные праздники. 



Многие считают одним из ярчайших примеров работы Курмангазы его кюй “Кішкентай”, что в переводе означает “Младший”, “Маленький”. Это произведение композитор посвятил восстанию Исатая Тайманова, которого считал своим старшим братом. Композиция смогла переплести звуки глубокого раздумья, драму боевых действий. Завершением кюя является тяжелая скорбящая музыка, будто реквием погибшему воину. 



Все произведения Курмангазы Сагырбаева смогли объединить невероятно сложную гамму чувств, близких каждому человеку - любовь, боль, нежность, доброту  и сострадание. Он обладал своим уникальным стилем исполнения, есть даже специальная школа домбры, посвященная стилю Курмангазы. 



Жизнь великого казахского композитора была щедра на интересные сюжетные повороты. Он стал свидетелем восстания народа в Букеевской орде в 1836-1837 годах, прошедшего под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, восставших против хана Жангира. Пламенные песни Махамбета и бунтарские кюи Курмангазы неслись тогда по степи и зажигали сердца людей. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы подвергался преследованиям и арестам и был вынужден подолгу жить вдали от родных мест. 



Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры - филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Н. Савичев в газете "Уральские войсковые ведомости" писал: "Сагырбаев - редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины..." Кюй "Лаушкен" Курмангазы посвятил русскому другу, который помог ему в трудные минуты жизни. Его дружеские чувства отражены в кюях "Машина", "Перовский марш" и других. 



Вершиной творчества Курмангазы является кюй "Сары-Арка" ("Широкая степь"), наполненный светлой тональностью и рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приемы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Майен, Кокбала, Дина Нурпеисова, Ергали Ещанов и другие. 



Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора. 



Сегодня творчество величайшего композитора Великой степи популярно. Кюи Курмангазы исполняют на фортепиано. Музыкальное наследие творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана. 



Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженный коллектив Республики, Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный его именем. 



Народ в течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколения в поколение в живом исполнении. В начале 20-х годов к нотной записи кюев Курмангазы обратился А. Затаевич, в 30-е годы подключились композиторы и фольклористы Казахстана Л. Хамиди, А. Жубанов, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский, а в наши дни - домбристы, фольклористы Т. Мергалиев, К. Ахмедьяров и другие. 



В 1961 году сочинения Курмангазы были изданы отдельным сборником под названием "Кюи”, составителем и музыкальным редактором стал профессор А. Жубанов. В сборник вошел 51 кюй и комментарии к ним. Когда отмечалось 175-летие со дня рождения знаменитого народного композитора, издательство "Онер” подготовило второй сборник его кюев под названием "Сары-Арка", куда помимо ранее изданных вошли около 20 кюев, записанных за последние годы. 



Возрождение духовности казахстанского народа возможно только с сохранением в памяти важнейших имен нашей истории. Курмангазы был ярким представителем казахского народа. Бунтарь, мудрец и творец. Его образ должен всегда храниться в памяти казахстанцев и быть направляющим вектором для достижения новых высот.  



Нам необходимо помнить наши корни, нашу историю, что строить великое и светлое будущее для Казахстана, готово выступить на мировой арене и показать конкурентоспособную борьбу. Зная своих предков, легче идти вперед. 



В рамках “Рухани жаңғыру” мы вспоминаем имена тех, кто сделал наследие Казахстана таким прекрасным. И в наших силах сделать страну еще сильней и мощней. 



Экспедиция, посвященная двухсотлетию Курмангазы Сагырбаева, вернулась в исходную точку отправки - город Уральск. Участники международной научной экспедиции рассказали о своих впечатлениях. Чтобы посетить место захоронения великого кюйши казахского народа, они преодолели путь в несколько тысяч километров (порядка 3000). Экспедиция была посвящена изучению жизни музыканта. Свое начало она взяла в Каратобинском районе, где когда-то жил учитель самого Курмангазы. Путешествие продолжилось посещением Жангалинского и Жалпакталского районов на территории Западно-Казахстанской области. Итогом долгих поездок стало село Алтынжар Володарского района Астраханской области Российской Федерации, где великий музыкант обрел свой покой. 



За неделю было собрано много информации, некоторые страницы истории и вовсе уникальны. 




- Например, есть в творчестве Курмангазы Сагырбаева великолепный домбровый кюй в честь близкого друга Иова Бородина, называется он «Лаушкен». Мужчин связывали крепкая дружба и доброе соседство, - отметил член экспедиции, директор областного историко-краеведческого музея Мирболат Ерсаев 




Историю таких личностей как Курмангазы необходимо изучать, чтобы не терять драгоценного времени и не упустить многие исторические факты. Например, важно поставить точку в споре, где родился Курмангазы. 



Ветеран-журналист Тихон Алипкалиев еще раз отметил тот факт, что знаменитый кюйши жил именно на территории Западно-Казахстанской области. Экспедиция в рамках программной статьи «Рухани жаңғыру» открыла много неизвестных страниц, и задача краеведов - собрать по крупицам для истории и будущих потомков всю информацию . 




- Я до сих пор нахожусь под впечатлением от поездки. Говорят, что у Курмангазы был дар предвидеть события. Мы встретились с 84-летней сельчанкой, которая рассказала, что у Курмангазы был друг Еспан-охотник. Он ставил ловушки на зверей. Однажды в одну из ловушек попал орел. Никто не решался взять добычу, только Курмангазы смог это сделать. Он сказал, что орел погиб не от лап волка, а от его рук - значит, и ему жить осталось недолго. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».  




По словам ученых-исследователей, всего в мире насчитывается свыше шести тысяч кюйев. За время экспедиции было собрано очень много материалов - это истории, легенды и рассказы о жизни и творчестве Курмангазы. Все они в скором времени будут запечатлены в книге. 


Ruh.kz
silkadv.com