4 Мая, 2019
ВОЙЛОКОВАЛЯНИЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Издревле народные промыслы формировались в процессе повседневной жизнедеятельности казахов. Изначально одежда, обустройство пространства юрты создавались как утилитарные предметы, необходимые в повседневной жизни, а не как произведения искусства. Однако народные мастера, изготавливая функциональные изделия, формировали и художественный образ изделия.


  В наши дни обращение к тем казахского народного искусства приобретает актуальность в связи с ростом национального самосознания, возрождения и сохранения культурного наследия Великой степи. Поэтому вопросы о народных промыслах широко внедряются в образовательные программы школ, педагогических вузов. по



Издревле казахи изготавливали бытовые изделия и свое жилище из окружавших их материалов: дерево, шерсть, металл, кожа. В убранстве юрты преобладающим материалом была шерсть животных. Из нее создавали бытовые изделия, зачастую подлинные произведения искусства. Шерсть валяли, пряли, ткали. Этот материал и по сегодняшний день удивляет нас своими свойствами: он легкий, теплый, мягкий, приятный на ощупь, дышащий, способный не пропускать дождевую влагу, если его пропитать специальным составом, удерживает тепло и в то же время отражает жару. Даже «стены» юрты были войлочными!





Основным сырьем для получения материалов служили различные виды овечьей шерсти. Для изготовления войлока казахи преимущественно использовали шерсть, состриженную с овец осенью.  По сравнению с весенней шерстью осенняя лучше сваливалась, а весеннюю обычно использовали для ткачества. Для войлоковаляния мастерицы применяли как шерсть натуральных цветовых оттенков (белого, молочного, рыжего и коричневого, черного), так и окрашенную натуральными красителями, получаемыми из различных растений (полыни, коры дуба, гармалы обыкновенной, дикого черного паслена, корня конского щавеля, граната, грецкого ореха и др.). С начала XX в. стали применять привозимые из России анилиновые красители.



Основная функция войлока, который валяли наши предки, была утеплительная, теплозащитная. В соответствии с этим толщина и вес изделий достигали внушительных размеров. Некоторые текеметы весили до 20 килограмм.



Из шерсти изготавливали простое войлочное полотно киіз для покрытия каркаса юрты и других хозяйственных нужд, валяли узорные постилочные ковры текемет, цветные однотонные полотна - заготовки для мозаичных ковров сырмақ.





Технология войлоковаляния представляла собой длительный трудовой процесс, в котором принимали участие несколько мастериц. До валяния шерсть замачивали, просушивали, взбивали прутьями, повторно замачивали, очищали от примесей, окрашивали, просушивали в тени. Затем для распушивания окрашенной шерсти мастерицы взбивали ее прутьями.



Для изготовления текемета сначала на циновке женщины раскладывали шерсть для фона будущего ковра. Затем создавался орнамент из цветной шерсти одним из трех способов: либо из цветной нескатанной шерсти на нескатанную основу, либо из цветной нескатанной шерсти на полускатанную основу, либо орнамент вырезался из полускатанного войлока и раскладывался на нескатанную основу. Данный процесс доверяли мастерицам с опытом и художественным вкусом. После одобрения женщинами орнамента текемета всю заготовку аккуратно сбрызгивали горячей мыльной водой, сворачивали в рулон, не переставая поливать горячей водой, перевязывали рулон по центру и краям веревками. Затем происходил процесс прессования. Рулон тянули за центральную веревку, а другие женщины - прессовали, прибивая крутящийся рулон заготовки ногами в течение двух часов, не забывая при этом обильно поливать горячей водой рулон для поддержания высокой температуры. Процесс прессования дважды оставляли на солнце для лучшей пропарки рулона. Затем разворачивали рулон, проверяли орнамент, сворачивали опять в рулон и процесс прессования повторяли. Через некоторое время женщины уминали рулон руками и предплечьями. В результате этого процесса осуществлялось окончательное вваливание орнамента в основу. Рулон разворачивали и сворачивали со всех сторон, что обеспечивало равномерную посадку шерсти. Далее войлок подбрасывали и уплотняли его руками, вращали рулон по горизонтали, затем вытягивали полотно по длине и ширине, закатывая его в рулон. Окончательным этапом являлась подрезка ножницами краев текемета. Готовый текемет разворачивали и сушили, затем для большей плотности полотно вновь обливали кипятком и утрамбовывали вручную. Степень готовности текемета определяли на глаз, на ощупь. Войлок должен быть упругим, равномерным по толщине, плотным, ровным по краям.





В настоящее время для занятий войлоковалянием в магазинах можно купить непряденую шерсть различных заграничных производителей из Италии, России, Турции, Кыргызстана, Казахстана. Качество шерсти иностранных производителей по сравнению с отечественной выше, но и цены высокие. Из шерсти изготавливают изделия любой ассортиментной группы: от обуви до ажурных летних палантинов, в том числе и для производства одежды различного назначения. Вес ажурных палантинов может не превышать 50 грамм. Изготовление изделий из овечьей шерсти можно облегчить вспомогательным оборудованием и инструментами.





Многие казахстанские художники, ремесленники обращают внимание на войлок как экологичный материал. Войлочные изделия пользуются популярностью у заграничных туристов. В актуализации многовекового наследия наших предков участвуем и мы, преподаватели и студенты кафедры профессионального обучения Павлодарского государственного педагогического университета. В технике войлоковаляния пробуем изготавливать как традиционные казахские изделия (текеметы, сырмаки), так и современные узорно-орнаментальные изделия (панно, одежду, сувениры, игрушки). При изготовлении изделий пытаемся применять шерсть в сочетании с различными материалами – шелком, марлей, фатином. Как и в прошлом создание работ из шерсти является кропотливым трудом, но выполненные изделия надолго радуют не только авторов, но и гостей нашего вуза.



Старший преподаватель кафедры профессионального обучения Павлодарского государственного педагогического университета, магистр профессионального обучения Алинова Гульнара Советовна


автор