23 Мая, 2018
«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и становление человеческого самоосознания

С момента выхода программной статьи президента Республики Казахстан не утихают споры о правильной реализации инициативы главы государства.


Модернизация сознания: над сохранением каких качеств и элементов сознания нужно работать, а какие нужно искоренить в сознании нашего общества?



О "модернизации общественного сознания" идут толки в казахстанском обществе с того дня, как программная статья стала доступна для публичного чтения. Предыдущие реформы, проводимые в стране, имели конкретику в поставленных целях. Обычно в них определялись сферы и принципы работы, которые были понятны большинству наших сограждан.



Однако когда мы говорим о модернизации социального сознания такой территориально крупной страны как Республика Казахстан, несомненно возникают вопросы. Мы начинаем задумываться, с чего начать и как обхватить все стороны развития общества в целом и развитие человека в частности.



В любом обществе есть основная масса населения с примерно общим уровнем развития и значительное процентное меньшинство тех, кто обогнал общество и в своем развитии ушел далеко вперед.



Редакция Ruh.kz решила провести параллели между программной статьей главы государства и трудами Кена Уилбера, который рассказывал об этапах становления человеческого самосознания, базирующихся на его уровнях личностного восприятия и влияния на окружающих. Именно в переплетении этих направлений редакция портала видит упрощение восприятия системы модернизации, которая до сих пор непонятна большинству.



Почему непонятна? Ответить на этот вопрос проще всего. Раньше казахстанское общество сталкивалось с реформами, которые касались понятных до этого дня сфер. В стране шли изменения в законодательстве, экономике, политике.



Но когда речь идет о сознании в общественном значении, многие не в состоянии представить картину изменения сознания в социуме при воздействии внешних факторов. Есть внутреннее ощущение того, что сознание изменяется самостоятельно и с течением времени. И на самом деле это верно, но только с одной стороны - когда речь идет о начальных стадиях развития.



Однако это превращается в упорный труд, когда мы берем во внимание более высокие стадии развития, а именно то процентное меньшинство в обществе, которое его превосходит и о которым мы упоминали ранее.



Давайте для начала разберем заново этапы модернизации общественного сознания, основываясь на программной статье президента Республики Казахстан, постепенно начиная проводить параллели со стадиями самосознания по Кену Уилберту, работы которого берем в качестве точки отсчета.



С чего начинается модернизация общественного сознания?



Как писал в своей статье глава государства, модернизация общественного сознания не выступает в роли дополнения других модернизаций, которые стартовали  в Казахстане – политической и экономической.




На нее возложена важная задача объединить начатые модернизации, сформировав необходимый хаб, или центр их развития




Суть в том, что президент хочет, чтобы граждане страны стали мыслить более прогрессивно, изменить угол зрения на многие вопросы, что в конечном итоге направлено на улучшение благосостояние нашей республики.



На текущий момент от главы государства было предложено шесть инструментов, направленных на изменение социального сознания. С одной стороны, президент Казахстана, что говорится, не стал изобретать велосипед, а предложенные им этапы не являются модернистскими идеями. С другой стороны, необходимо принять тот факт, что с его стороны был проделан невероятный объем работы, в ходе которой он попытался из всех возможных путей развития и усовершенствования выбрать именно те, которые станут работать именно в Казахстане.



По своей сути, в сравнении с глобальным миром казахстанское общество задержалось в развитии общественного сознания. Это проблема, конечно, касается не только Казахстана. Одной из причин этого стал тот момент, что в головах представителей бывшего Советсткого Союза сохранились определенные идеи и мотивы, которые перестали работать в современном мире.



Придерживаться идей социализма в капиталистической стране невозможно, а идеи, которые культивировались в СССР, еще до конца не исчезли. Редакция Ruh.kz не утверждает, что идеи прошедших времен были неправильными, но в текущее время их можно считать устаревшими и нерабочими.



Начнем постепенно рассматривать все шесть этапов, предложенных Елбасы.



Конкурентоспособность нации



У японцев самые современные технологии, у китайцев - масштабное производство, у швейцарцев финансовая система работает, как часы... а что могут казахстанцы?



Вообще, ответ на этот вопрос должен прийти от представителей нашей страны. Решение, как быстро казахстанцы найдут свое направление на мировом рынке и насколько высоки шансы занять лидирующие позиции в рейтингах различных современных сфер, в руках непосредственно людей и при любом воздействии извне. Это помимо того, что казахстанцам не обойтись и без уже вошедших в обиход во всем мире навыков, таких как компьютерная грамотность, знание иностранных языков и культурная открытость. Граждане нашей страны вполне могут преуспеть в каких-то новых знаниях, сфере услуг, создании интеллектуальных продуктов или поплнить нишу высококвалифицированных кадров.



И вот в момент, когда мы начинаем рассматривать конкурентоспособность, мы можем сразу же провести первые параллели со становлением личности в рамках стадий развития.



Для начала возьмем во внимание упрощенную модель восприятия этих стадий. В итоговой версии их семь, но рассматривать их углубленно, не обладая нужными теоретическими данными, задача достаточно сложная.



В конечном итоге редакция портала Ruh.kz настоятельно советует ознакомится с учением Кена Улбера более подробно. И мы, конечно, рассчитываем, что представленная вниманию серия материалов заинтересует наших читателей.



Итак, старт у каждого человека примерно одинаковый. Первая стадия самосознания начинается с эгоцентрического этапа, когда человек в состоянии заботиться только о себе. Говоря о конкурентоспособности, мы понимаем, что эгоцентрического уровня развития в данном направлении хватать не может от слова «вообще». Конкурентоспособный человек должен иметь определенное влияние на необходимое количество людей, которые выступят с поддержкой его инициатив либо начнут выполнять работу, направленную на улучшение данных инициатив.



Кстати, есть интересный факт: согласно теории Кэрол Гиллиган, моральный интеллект женщин развивается через четыре общих стадии, или уровня: от эгоцентрического к этноцентрическому, который охватывает заботу о группе людей — семье, племени, нации. Далее идет мироцентрическая стадия - универсальная забота обо всех людях вне зависимости от расы, национальности и вероисповедания. И наконец интегрированная стадия - женщина интегрирует как мужественные, так и женственные способы морального рассуждения. Эти стадии будут наблюдаться независимо от того, практикует ли женщина практику внимательности или нет, сама практика никак не изменит свойства данных стадий.



То есть стоит понимать, что при всех течениях стадий у женщин есть шанс развиваться в этих рамках гораздо быстрее, чем мужчины. Тут основное отличие в том, что женщина на эгоцентрической стадии в принципе не может долго существовать. Мужчина же может вернуться в эту стадию в любом возрасте, поэтому этапы осознания им зачастую проходить сложнее.



Небольшая справка о практике внимательности




Практика внимательности, или осознанности, является важнейшей частью процесса роста, развития и эволюции




Несмотря на то что есть некоторые вещи, которые практика внимательности совершить не может, по факту, она не позволяет изменить или преобразить эти «незримые» скрытые схемы и образы, так как скоро она их не может увидеть и не может повлиятьна на них напрямую.



Практика внимательности — это присутствующее и центрированное осознание всего, что возникает - без суждения, порицания или отождествления. Можно одну за другой внимательно осознавать все стадии развития и взросления, можно очень много писать о методологиях практики, однако все они в конечном итоге направлены на метод наблюдения и сравнения.



Развить в себе внимательность, позволяющую переходить из одной стадии в другую, возможно только практикуя это постоянно. Это своеобразные упражнения, которые позволяют «прокачать» навыки внимательности.



В следующих материалах мы познакомим вас с остальными взаимосвязями стадий самосознания с программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».


Ruh.kz
progress.online