25 Мая, 2018
«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и становление человеческого самоосознания. Часть III

Редакция Ruh.kz продолжает освещение программной статьи президента во взаимосвязи с этапами развития человеческого сознания.


Итак, модернизация общественного сознания в Казахстане продолжается уже на протяжении года, но у многих жителей страны остается много вопросов, оставшихся без вразумительного для большинства ответов.



Для многих слова «модернизация» и «сознание» очень сложно состыковываются в едином словосочетании. Каким образом изменить сознание общества? Редакция портала Ruh.kz пытается найти ответы на эти вопросы, руководствуясь учениями Кена Уилбера, который погрузился в разбор сознания человека при помощи его интеграции.



В прошлых материалах мы разобрали направления прагматизма и конкурентоспособности нации на основе учения Кена Уилбера. 



Сохранение национальной идентичности



Обычаи, язык, музыка, литература, свадебные обряды – все это, по словам президента, должно всегда оставаться во взаимосвязи с каждым жителем страны: никакая модернизация невозможна без сохранения национальной культуры. Однако невозможна модернизация и без отказа от того, что мешает развитию. Необходимо совершенствовать то, что необходимо совершенствовать, сохранять то, что необходимо, и искоренять то, что недопустимо.



Избавиться нашему обществу нужно от многого. В первую очередь речь идет о делении единой нации по регионам и жузам. Второе – это кумовство, которое процветает на ступенях карьерных лестниц в самых разных сферах. "Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации", – отмечает глава государства.



Теперь рассмотрим это с точки зрения развития стадий человеческого сознания.



Существует множество областей сознания, которые в каждый момент времени функционируют в нашей повседневной жизни. Их нельзя увидеть или распознать при помощи практики внимательности и таких практик как дзадзен, сикантадза, тонглен, сердечная молитва, центрирующая молитва или любые другие подобные интроспективные методы.



Если мы не будем совмещать медитацию с другими подходами, которые распознают эти схемы, (такие как мировоззрение, система ценностей, морально-нравственные побуждения, уровни потребностей и многие другие), мы продолжим топтаться на одном месте, оставаясь в плену непросветленности и будучи несвободными, находясь в неведении относительно этих незримых факторов, все еще оперирующих в нас независимо от того, на какой стадии практики внимательности или медитации мы находимся.



Уровни и состояния сознания, которые необходимо учитывать в интегральном образовании: вертикальное (структуры-стадии) и горизонтальное развитие (состояния-стадии) в интегральном подходе. В предыдущих материалах мы уже рассказывали о том, что между структурой и состояниям не существует прямой взаимосвязи. Чтобы было проще представить это, мы предлагаем вспомнить введение в математический анализ и систему координат.



То есть структурные стадии, находящиеся в вертикальном развитии, – это ось ординат, а стадии состояний – это ось абсцисс. Развитие состояний и структур у каждого человека может быть абсолютно непохожим. Повторимся, человек может достичь высоких результатов в вертикальном направлении и остаться на начальном этапе горизонтального развития. Когда на системе координат мы отмечаем точку, она может находиться на любом пересечении по осям абсциссы и ординаты.



Одна из центральных областей, недоступных интроспекции и самонаблюдению, исследуется психологией развития. Психология развития является сравнительно молодой дисциплиной в истории человечества (она была основана около ста лет назад).



В то время как психология развития исследует структуры сознания (ментальные образцы или сетки интерпретации), практики внимательности и сходные методики фокусируются на состояниях сознания, доступных в опыте первого лица. Тогда как первые сейчас мы можем называть путем взросления, последние  —  медитативно-созерцательные подходы  —  известны как пути пробуждения и насчитывают историю нескольких тысячелетий (вплоть до древних шаманов). В предыдущих материалах мы уже упоминали об этапах взросления.



Состояния сознания можно увидеть путем самонаблюдения. Это прямые непосредственные переживания в первом лице. Один из простейших примеров - состояние умиротворения или тревоги. Структуры же путем интроспекции увидеть нельзя, их можно распознать только лишь путем изучения больших групп людей в течение длительных периодов времени при помощи методов обнаружения паттернов сходств и изменений. Аналогичным образом открываются правила грамматики.



То есть когда мы говорим о том, что стране необходимо работать над сохранением идентичности нации, перед каждым гражданином встает задача заняться пониманием своего "Я".



Когда человек проработает вопросы касательно своего сознания даже на стадии эгоцентризма, для него идея сохранения национальной идентичности станет вопросом сохранения собственной идентичности. Ведь те традиции и обычаи, которые сопровождали человека с рождения, становятся частью его внутреннего "Я".



Культ знания



Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий может просто исчезнуть. Прежде столь стремительных изменений история не видела. В таких условиях, по словам президента, успешно жить сможет только высокообразованный человек, который способен переквалифицироваться и изменить профессию именно благодаря высокому уровню образования. В стране для этого делается многое: открыт ряд отечественных вузов с высоким уровнем образования, десятки тысяч молодых специалистов получили дипломы лучших университетах мира, в том числе и по программе " Болашак".




"Но культ образования должен быть всеобщим", – отмечает президент




Большинство людей не развиваются только по одной линии (такой как когнитивный интеллект), они делают это через более чем дюжину линий развития, или интеллектов, таких как когнитивный, эмоциональный, кинетический, моральный, лингвистический и еще много других.



Есть десятки и сотни моделей развития. Известными исследователями в этой области являются Жан Пиаже, Лоуренс Колберг, Кэрол Гиллиган, Роберт Киган, Курт Фишер, Джейн Лёвинджер, Сюзанна Кук-Гройтер и другие.



Последовательности стадий развития структур сознания нельзя изменить, нельзя перепрыгнуть с одной сразу же на несколько стадий вперед.



Кросскультурно показано, что каждая линия развития разворачивается через определенный предзаданный порядок стадий,  или уровней развития. Каждая предыдущая стадия является необходимым компонентом для возникновения следующей. Все линии развития проходят, по существу, через одни и те же уровни развития сложности сознания - базовые структуры сознания. В некоторых моделях есть больший уровень детализации, чем в других, но все они очень схожи между собой.



Эти стадии, или уровни развития, нельзя увидеть посредством интроспекции, самонаблюдения или практики внимательности. Даже глубокие медитативные состояния могут переживаться на любом уровне развития. Можно иметь этноцентрический уровень развития и при этом достигать очень высоких состояний-стадий медитации или внимательности.



Снова возвращаемся к вопросу о том, что можно быть на разном уровне развития структур и состояний. Переживания состояний интерпретируются с точки зрения той структуры или уровня сознания, на котором человек находится. То есть он может находиться на эгоцентрическом или этноцентрическом уровне и иметь опыт более высоких состояний. Просветление должно включать развитие высоких состояний и высоких стадий сознания. Нельзя испытывать «единство» с аспектами реальности, которые недоступны нашему восприятию ввиду ограничений в структуре сознания.



“Если я на низком уровне развития, то «надо мной» есть целые миры развития, которых я попросту не осознаю и в отношении которых у меня нет пробужденного осознавания. Из-за этого я застреваю в каком-то аспекте сансары, недоступном моему сознанию из-за его ограниченности. Например, я могу застрять на стадии развития, которая не преодолела расизм или сексизм».



Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана



История, по словам главы государства, должна учиться на ошибках и не повторять их впредь. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений. За революцией 1917 года последовали вмешательство в естественные пути национального развития и навязывание чуждых форм общественного устройства, демографический удар по нации, а также по языку и культуре, который едва не привел к их утрате. Кроме того, причинен большой ущерб сразу нескольким регионам страны, граничащий с экологическим бедствием (как в случае с Семипалатинским полигоном).



"Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан", – предостерегает глава государства. По его словам, эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца.



Если сравнивать это с этапами или стадиями, то мы снова возвращаемся к сути того, что нельзя перескочить через какие-либо существующие ступени развития. Но можно ускорить свое движение через них, используя какую-либо практику состояний, например, медитацию. Эти трансформирующие практики являются неотъемлемой и очень важной составляющей интегрального подхода.



К этому должны сегодня стремиться жители Казахстана. Неважно на каком уровне структуры и состояния вы находитесь сейчас. Используя доступные вам практики, необходимо работать над переходом на следующий этап. В конечном итоге каждый должен стремиться достичь той точки – интегрированной стадии, когда нисходит просветление.



И те, кто сможет достичь данного этапа, станут основными катализаторами развития и изменения сознания в казахстанском социуме. Перейти на новые этапы в сферах экономики, политики и других жизненно важных сфер для развития страны возможно только в том случае, когда сердцевина – сознание народа - представляет собой надежную опору для дальнейших успехов.



Открытость сознания



Почему важно, чтобы сознание было открытым? Елбасы объясняет это в первую очередь тем, что открытое сознание дает понимание процессам, происходяшим в большом мире, вокруг твоей страны и в твоей части планеты.



Во-вторых, это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад уже на ближайшие 10 лет, и к этому нужно быть готовыми.



В-третьих, способность перенимать чужой опыт и учиться у других. В частности, для этого нужно овладеть английским языком. Две великие азиатские державы - Япония и Китай - классическое воплощение этих способностей.



"Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы", – говорит Нурсултан Назарбаев.



Если рассмотреть великие медитативные традиции мира, то в них часто можно обнаружить модели стадий состояний медитации (или пробуждения)  —  например, о которых мы уже успели немного рассказать ранее:



— Десять картин выпаса быка



 — «Путь очищения» (Буддхагхоша)



 — «Внутренний замок» (св. Тереза Авильская)



 — Грубое – физическая форма, тонкое – внутренний свет, причинное – архетипическое и другие.



 — Грубое очищение, тонкое озарение и так далее.



Ни в одной традиции медитации Востока или Запада нельзя найти ничего похожего на стадии Гиллиган или стадии Гебсера. Дело в том, что системы медитации отслеживают состояния сознания, или пробуждения, а западные модели развития исследуют структуры сознания, или взросление.



Это два совершенно разных типа развития. Но в то же время никакие модели западной психологии развития по сию пору не включали в себя состояний-стадий медитативно-созерцательных путей (или пробуждения). Практически ни в одной западной модели не присутствуют упоминания пробуждения, просветления, сознания предельного единства.




На протяжении своей истории человечеству были доступны два основных типа развития — стадии пробуждения и стадии взросления. Но никогда оба этих пути не совмещались и не интегрировались




Никогда не было, чтобы модель заключала в себе и тот, и другой векторы.



Это тревожный факт: вплоть до этого момента в истории человечество сознательно тренировало себя либо в одной области, либо в другой - либо в состояниях сознания, либо в структурах сознания. То есть лишь в половине своего потенциала, оставаясь на протяжении всей истории в раздробленном и фрагментированном состоянии.



По мнению Кена Уилбера, практики внимательности и медитации необходимо комбинировать с практиками других типов роста и развития (как, например, с практическими методологиями почти всех современных западных школ психологии развития). Помимо обретения более полной модели человеческого развития благодаря этому можно получить совершенно новый способ применения практики внимательности.



Этот новый способ можно сформулировать в виде предписания: возьмите любую модель развития и примените практику внимательности к различным стадиям развития. Можно взять любую стадию взросления (структуру сознания), хорошо ее прочувствовать и применить к ее внутренним характеристикам практику внимательности.



Это важно ввиду того, что исследователи развития обнаружили общий принцип, который применим ко всем стадиям взросления.



Гарвардский психолог Роберт Киган формулирует это следующим образом: «Я не знаю лучшего способа обобщить процесс развития, кроме следующей формулировки: субъект одной стадии развития становится объектом субъекта следующей стадии».



Например, если взять модель структурного развития (взросления) по Гиллиган:



— Человек начинает на первой стадии  —  своекорыстной и эгоцентрической стадии: он отождествляется только с собой, своими желаниями и побуждениями. Он не может принять на себя роль другого, увидеть мир глазами другого, «примерить на себя чужую шляпу».



 — В возрасте примерно 7 лет ребенок может перейти от эгоцентрической к более высокой стадии, этноцентрической. Будучи на эгоцентрической стадии, ребенок был отождествлен с нею — он не мог посмотреть на нее как на объект, потому что использовал ее в качестве линзы (или фильтра) восприятия мира.



Этноцентрическая стадия становится новым субъектом, поэтому индивид теперь может увидеть феномены эгоцентрической стадии в качестве объекта осознавания. Если объединить медитацию и практику внимательности с моделью развития, это может помочь нам превзойти (или трансцендировать) свой нынешний уровень развития, дабы открыться для следующего, более высокого уровня.



Это облегчит задачу сделать нынешнего субъекта объектом и перехода к следующему субъекту, более глубокому и высокому. Для осознания процесса взросления можно использовать практику пробуждения. Таким образом, впервые в истории можно объединить оба пути практики — пробуждения и взросления.




Практически все великие мистические традиции мира предложили концепцию относительной и абсолютной истины. Обе важны




Но лишь



«абсолютная истина ведет к пробуждению, или просветлению, видению всего как духа или пустоты; относительная истина включает в себя концептуальное знание».



Интеграция путей пробуждения и взросления позволит впервые в истории человечества начать движение в направлении создания общества по-настоящему целостных человеческих индивидов.



В конечном итоге мы приходим к тому, что развитие нашего внутреннего согласия с самим собой выливается в изменение сознания всего социума. Проходя все этапы становления и прохождения доступных нам стадий сознания мы формируем именно те идеи, которые закладывал в свою статью Нурсултан Абишевич Назарбаев.



Сегодня каждый житель страны несет ответственность за самого себя, что в конечном итоге переходит в этап ответственности за всю нацию. Сегодня стране необходимо привлекать как можно больше тех, кому доступна интегрированная стадия, где были полностью пройдены все состояния и структуры и сформированы паттерны сознания, на базе которых они могут возглавить изменение и совершенствование социального сознания жителей нашей страны.



Модернизация общественного сознания невозможна без наличия лидеров, которые поведут за собой тех, кто остался на месте или по каким-либо причинам не смог развиваться дальше.


Ruh.kz
your-happy-life.com